ВВЕДЕНИЕ

 

Что такое история? Предмет исторической науки. Основные этапы изучения русской истории.

История России является частью всемирной истории, под которой понимается путь, пройденный человечеством в целом за многие тысячелетия своего существования.

Что такое история? Предмет исторической науки

 

В современном мире специалисты насчитывают более 2,5 тысяч наук. Их обычно делят на науки, изучающие природу (естественные) и общество (общественные или гуманитарные). Сразу же подчеркнем условность такой классификации научного знания, необходимой больше для удобства объяснения. Многие науки изучают процессы, происходящие на стыке наук как в природе, так и в обществе. Например, философия изучает наиболее общие законы как природы, так и общества.

Как объект изучения человеческое общество исследуют и экономисты, и юристы, и филологи, и социологи, и политологи, и, конечно, историки. Каждая из этих наук имеет свой предмет изучения. Экономика изучает хозяйственный механизм, юристы — правовые институты, филологи — язык и т.д. Что же изучает история?

Термин, давший название истории как одной из наук, изучающей чело­веческое общество, греческого происхождения. Он имеет несколько значе­ний. В дословном переводе он означает повествование, рассказ о том, что было узнано, исследовано. В обыденной жизни его употребляют как сино­ним слова "рассказ" или "происшествие". Употребляют этот термин и как обозначение всякого процесса в природе и обществе (все, что претерпевает изменения, развивается во времени, имеет свою историю).

Термин "история" используется также для названия одной из гумани­тарных наук, изучающих человеческое общество. История — наука, ис­следующая прошлое человеческого общества во всей пространственной его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и тен­денций развития в будущем История пытается воскресить прошлое, изу­чить и понять его в движении, открыть законы этого движения.

Музой-покровительницей истории называют дочь Зевса и богини памя­ти Мнемозины — Клио, которую изображают со свитком в руках. Отцом истории считают древнегреческого писателя Геродота, жившего в V в до н.э. Труд Геродота "История" был посвящен греко-персидским войнам, борьбе греческого и восточного мира. Он начинался знаменательными словами о необходимости всестороннего изучения прошлого: "Здесь Геро­дот из Фурий (город в Южной Италии, где жил историк) излагает то, что ему удалось узнать, дабы дела человеческие не были повергнуты в забве­ние временем и дабы великие, дивные деяния, совершенные как эллинами, так и варварами не утратили своей славы". "Historia est magistra vitae" ("История — наставница жизни"), — говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные перио­ды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исто­рических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непрехо­дящим человеческим ценностям.

Знание прошлого своего народа и всего человечества — необходимое условие, характеризующее человека образованного, культурного, цивили­зованного. История — фундамент гуманитарного образования, одна из важнейших форм самосознания людей.

Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие по­литические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений. Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает основания для скеп­тического отношения к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно услышать спра­ведливые слова о том, что каждое поколение, каждая партия переписывает историю заново, что это "политика, опрокинутая в прошлое".

Скептики также утверждают, что в век научно-технической революции история только тогда станет наукой, когда примет методы и математиче­скую точность естественных наук. При этом обычно ссылаются на Леонар­до да Винчи, который считал, что степень научности знания соотносится с мерой ее математизации. Существует и прямо противоположное утвержде­ние: между методами истории и естественными науками нет ничего обще­го. По этой точке зрения, если естественные науки объясняют мир, то ис­торики пытаются его понять путем сопереживания и проникновения в пси­хику людей. В этом случае история понимается как субъективный взгляд на прошлое, которое не может быть достоверно научно воссоздано.

И все же большинство историков считали и считают, что история может быть познана как процесс, развивающийся в соответствии с определенными закономерностями. Несмотря на плюрализм как при ответах на глобальные вопросы развития человечества, так и при интерпретации отдельных фактов, существует объективная истина. Ее поисками и занята историческая наука. Поиски истины в истории, историческое познание — сложный, трудоемкий и интересный процесс, требующий как понимания особенностей этого познания. так и определенного профессионального мастерства.

 

Как специалисты изучают историю

 

Поиск и истолкование фактов, выяснение причин развития общества и открытие законов этого развития находятся в прямой зависимости от теоретических взглядов историка.

Роль теории в познании прошлого

Отличительной чертой научного познания является наличие теоретического (объясняющего) мышления. Так как историки являются членами того или иного общества, то выработанные в этом обществе философские концепции, теоретические представления, методология определяют характер анализа фактического материала. Они будут разными, например, у античных историков и у летописцев средневековья, у историков-марксистов и у исследователей других направлений и школ. Вот почему, читая Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского или труды совре­менных ученых, следует знать, каких теоретических взглядов придерживается тот или иной автор. Теоретические представления во многом опреде­ляют концепцию историка.

 

Репрезентативны ли исторические источники?

 

Изучая прошлое, историк, как правило, имеет дело с предметом, которого он в большинстве случаев не видит, с тем, что происходило десятки, сотни, тысячи лет тому назад.

Между реально существовавшей действительностью, т.е. прошлым, и результатом исследования ученого — научно воссозданной картиной мира — стоит промежуточное звено. Его называют историческим источником.

 

Блок-схема: процесс: Реально существовавшее
 

Блок-схема: процесс: Исторический источник
 

 

Блок-схема: процесс: Научно воссозданная картина прошлого 
 

 

 

Исторический источник — это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Принято выделять семь основных групп исторических источников: 1) письменные; 2) вещественные; 3) этнографические; 4) уст­ные; 5) лингвистические; 6) фотокинодокументы; 7) фонодокументы. Давно замечено, что и камни говорят, если это камни истории.

Первый вопрос, которым мы задаемся при работе с источниками — на­сколько точно, адекватно они отражают прошлое. Ведь ясно, что очень мно­гое из прошлого безвозвратно утрачено. И все-таки, как показывает опыт исследовательской работы многих поколений историков, наиболее важное и существенное для каждого периода, эпохи, события фиксируется источника­ми с той или иной полнотой. Задача историка-исследователя сводится к тому, чтобы с помощью научных методов "допросить" источник и выявить необхо­димую ему объективную информацию. Здесь многое зависит как от состоя­ния и качества источников, так и от мастерства историка.

 

Практически без эксперимента

 

Историк даже с помощью самых современных приборов не имеет возможности наблюдать изучаемые им события (за исключением современных, происходящих в его время). Более того, в истории, как правило, не­возможен эксперимент. Правда, были отдельные попытки воссоздать прошлое. Знаменитый норвежец Тур Хейердал совершил свое путешествие по следам народов Африки и Океании. Предпринимались попытки "пожить" с первобытными орудиями труда. Студенты-историки из Перми повторили поход Ермака и т.д. Многого можно ожидать от математического модели­рования на ЭВМ, однако все это дает лишь дополнительный материал для исторического исследования.

  

   Через уникальные факты к обобщению

 

Реально существовавшие в прошлом события или явления обычно называют историческим фактом. На основании выявленных фактов — кирпичиков научного знания — строятся исторические концепции. Одна из главных особенностей исторического факта — его уникальность, неповторимость. Исторический факт можно рассматривать с разных сторон, он многогранен. Он тесно связан с другими фактами, его невозможно отде­лить, изолировать от других фактов. Исторический факт не может быть понят вне места и времени.

Доказательность выводов — обязательная черта научного познания. История как наука оперирует установленными фактами. В ходе анализа фактов выясняется их внутренняя связь и взаимообусловленность.

Дальнейшее исследование должно идти по пути обобщения, оценки всей совокупности фактов. История позволяет понять, как явление возникло, какие этапы в своем развитии прошло и во что вылилось. Она учит ви­деть каждое явление, каждый факт жизни, не вырывая его из конкретных, только ему присущих обстоятельств и окружения.

 

Неоднократно субъективизированное знание

 

Объект изучения (прошлое человечества) и субъект, его изучающий (историк), предельно сближены. При этом следует всегда помнить, что человек является активным действующим лицом истории — и в то время, когда эта история творилась, и в момент ее изучения. Он наделен разумом, чувствами, волей. И действительно, исто­рические источники крайне субъективны и не могут быть научно поняты без учета уровня сознания и представлений их авторов и действующих лиц.

Но исторические источники изучает специалист или любой другой че­ловек, и они, в свою очередь, подходят к ним с точки зрения своего миро­воззрения, уровня подготовки и т.п. Изучающие источник люди также всегда субъективны. Многократно субъективизированное знание значительно затрудняет поиск истины.

Незавершенный процесс

Прошлое практически необозримо, а его познание безгранично. История — процесс, продолжающийся во времени и в пространстве. Более тою, развитие человечества не завершено, оно продолжаемся. Это диктует актуальность и необходимость научного знания не только современной нам истории, но и истории древнего мира, средневековья, нового времени, всей мировой истории. Необходимо, таким образом, изучение всех звеньев, всех эпох прошлого.

 

Основные этапы изучения русской истории

 

Результатом работы историков являются их труды — от первых несовершенных форм фиксации представлений человека о природе и обществе до монументальных книг о всемирной истории. Историей исторической науки, ее становлением и развитием во времени занимается специальная дисциплина — историография.

Фольклор

Русская историческая наука развивалась как часть мировой историографии. Элементы исторических знаний у восточных славян появились в ответ на практические потребности людей. Они нуждались в накоплении и передаче своего исторического опыта от поко­ления к поколению. Первоначально исторические знания возникли в виде легенд, преданий, былин, мифов в догосударственный период.

Поскольку передача информации шла через устную традицию, происходило смещение событий, объединение похожих фактов, искажались детали. Однако основная часть информации, шедшей от поколения к поколению, оценка исторических событий и явлений, их роли в жизни общества оставалась верной. ( Другой важной чертой сознания на этом этапе было стремление людей объяснить факты общественной жизни и явления природы действиями сверхъестественных сил. Система знаний о мире и человеке заключалась в разнообразных мифах, отразивших в поэтической форме накопленный жиз­ненный опыт поколений как результат действий богов, героев, демонов.

Фольклор восточных славян, таким образом, был начальной стадией возникновения у них элементов исторических знаний.

Средневековый провиденциализм

У восточных славян первые письменные сочинения, содержавшие исторические записи, возникли после изобретения азбуки великими славянскими просветителями Кириллом и Мефодием.

С конца Х в., как считают исследователи, берет свое начало русское летописание. В начале XII в. монах Киево-Печерского монастыря Нестор соста­вил самый знаменитый русский летописный свод "Повесть временных лет".

Летопись была делом государственным. Она возникла как жанр исторической литературы после принятия Русью христианства, определявшего мировоззре­ние составителей и заказчиков летописей. Историческая мысль в средние века была подчинена богословию. Библейский рассказ о сотворении мира и человека считался единственно верным. Божественное провидение — творец истории, главная первопричина всех событий. Эти события являются результатом борь­бы божественной и дьявольских сил. От слова "провидение" мировоззрение средневековых летописцев принято называть провиденциализмом.

Историческое время понималось летописцем как линейное; считалось, что для него характерно поступательное движение (от сотворения мира до конца света). Линейным пониманием времени объяснялось и расположе­ние материала в летописях по годам. Способ передачи информации в летописях определялся как религиоз­ным мировоззрением авторов, так и из авторитета старины, прецедента. В летописании, как и в средневековой живописи и архитектуре, писатель и художник должен был следовать определенным образцам, канонам, лите­ратурному этикету. В летописи, как правило, отсутствуют полутона: поло­жительные герои наделены всеми чертами идеальных людей, отрицатель­ные предстают скопищем всех пороков. История была важнейшим аргу­ментом в борьбе властителей. В летописях преобладают сюжеты полити­ческой истории, написанные пером пристрастного сочинителя.

Начало рационализма и летописание XV-XVII вв.

XIV-XVI вв. вошли в мировую историю как эпоха Возрождения, эпоха гуманизма и рационализма (от латинского ratio — "разум"). Рационализм пришел на смену схоластике, основным тезисом которой было: "главное — верить, а не знать".

Это было время, когда в наиболее развитых странах Европы началось духовное раскрепощение человека. Человеческий разум становился един­ственным мерилом всего происходящего. Особенностью гуманистической историографии было то, что историческая мысль начала освобождаться от безусловного господства богословия. История трактовалась как результат деятельности людей; не Бог, а человек оказывался в центре исторического процесса. Эпоха Возрождения была временем Н.Коперника и Д.Бруно, Т.Мора и Т.Кампанеллы, Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Летописание как ведущий жанр исторической литературы просущест­вовало в России до конца XVII — начала XVIII вв. Оно не могло не испы­тывать на себе воздействия отдельных сторон европейской общественной мысли. В русском летописании XV — XVII вв. усилилось внимание к че­ловеческой личности, мотивам деятельности людей, появляются историче­ские сочинения, не связанные с формой изложения по годам. Наблюдаются попытки выйти за рамки литературного этикета.

В XVII — XVIII столетиях в результате успехов естественных наук перед историками была поставлена задача увидеть причины, факторы, объясняющие движение и изменчивость мира. Исторические знания превращались в науку. Был поставлен вопрос о возможности естесгвенно-научного объяснения истории. Была введена новая периодизация истории — разделение ее на древнюю, средневековую и новую, которая принята в исторической науке до наших дней. Стали различать авторский текст, вводилась система ссылок на документы. В России процесс становления исторической науки был связан с именами выдающихся исследователей XVIII века — В.Н.Татищева и М.В.Ломоносова.

В.Н.Татищев

Василий Никитич Татищев (1686-1750) не был про­фессиональном историком. Он не получил историче­ского образования, ибо таковою в России еще не суще­ствовало. Как писал В.О.Ключевский, "он для самого себя стал профессором истории". Татищев родился в семье псковского помещика. Среди его родст­венников была царица Прасковья — жена Ивана V. Окончил в Москве Ин­женерную и Артиллерийскую школу. "Птенец гнезда Петрова", он был уча­стником Великой Северной войны, выполнял самые различные поручения императора. Бывал по его заданиям в Германии и Швеции, дважды (1720-1722 и 1734-1737) управлял казенными заводами на Урале, основал там Ека­теринбург, активно участвовал в дворцовой борьбе при воцарении Анны Иоанновны в 1730 г., был астраханским губернатором (1741 -1745).

Татищев в 1719 г. получил задание Петра I составить географическое описание России. С тех пор он начал собирать материалы по русской исто­рии. Им составлен первый энциклопедический словарь — "Лексикон Рос­сийский", доведенный до буквы "к". Перу Татищева принадлежит также первый научный обобщающий труд по истории нашей страны — "История Российская с самых древнейших времен". Он начал писать ее в 20-х годах XVIII столетия. Изложение доведено до 1577 г. Татищев стоял на позициях рационалистического объяснения истории. Он впервые сделал попытку выявить с точки зрения науки закономерности русского историче­ского процесса. "Науки главное есть, чтобы человек себя познал", — писал Татищев. Он полагал, что знания, просвещение определяют ход истории.

Татищев первым предложил периодизацию истории России с точки зрения развития государства: 1) "совершенное самовластительство" (862-1132);   2)   "аристократия,   но  беспорядочная"   (1132-1462);   3) "восстановление единовластия" (с 1462).

Идеалом Татищева была абсолютная монархия. Причины событий он пытался объяснить через деятельность выдающихся людей. Труд Татищева во многом еще напоминает летопись, материал в нем расположен в соот­ветствии с правлениями князей. До сих пор сохраняют ценность попытки Татищева критически относиться к источникам, многие из которых, уте­рянные впоследствии, сохранились только в изложении историка. Спор об их достоверности продолжается и сегодня.

Великий русский ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) сыграл крупную роль во многих сферах науки, в том числе и в изучении истории. Достаточно сказать, что он был автором учебника по рус­ской истории. Его "Древняя Российская история", и другие исторические работы написаны, как и труд В.Н.Татищева, с рационалистических позиций. Ломоносов использовал сравнительно-исторический метод, сопоставляя ис­торию России с Западной Европой). Его полемика с работавшими в Петер­бургской Академии наук немецкими специалистами Г.Байером и Г.Миллером положила начало осуждению так называемой "норманнской теории".

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) по праву признан крупнейшим русским дворянским истори­ком. Сын помещика Симбирской губернии, Карамзин учился дома, затем в частном пансионе в Москве, посещал лекции в Московском университете. После путешествия по Европе издавал "Московский журнал" (1791-1792), "Вестник Европы" (1802-1809), где выступал как писатель-сентименталист.

В 1801 г. он получил от Александра 1 официальный заказ — написать историю России и должность историографа. Замечательный писатель на всю оставшуюся жизнь "постригся в историки". Оказавшись на государ­ственной службе, Карамзин получил доступ к государственным архивам, хранилищам летописей и других источников по русской истории. Опира­ясь на труды предшественников (В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова, М.М.Щербатова и др.), Н.М.Карамзин создал 12-томную "Историю госу­дарства Российского". Изложение в ней доведено до 1612г.

"Появление "Истории государства Российского"..., — писал А.С.Пуш­кин, — наделало много шуму и произвело сильное впечатление... Светс­кие люди бросились читать историю своего отечества. Древняя Россия, казалось, была найдена Карамзиным, как Америка Колумбом. Несколько времени ни о чем другом не говорили".

"История государства Российского" была написана для широкого круга читателей. Поступки и дела реальных исторических деятелей Карамзин оценивал с позиций здравого смысла, объясняя их психологией и характе­ром каждого персонажа.

Как правило, материал в карамзинском труде располагается по княже­ниям и царствованиям. Новой была периодизация русской истории. По Карамзину, она делилась на Древнейшую (от Рюрика до Ивана III), харак­терной чертой которой была система уделов. Среднюю (от Ивана 111 до Петра I) с единовластием и Новую (от Петра I до Александра I), когда резко менялись гражданские обычаи.

Такая периодизация во многом объясняется концепцией историка. Главная мысль, пронизывающая труд, — необходимость для России муд­рого самодержавия. "Россия основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием", — писал Карамзин в другом своем сочинении — "Записке о древней и новой Рос­сии". Следует отметить, что не всякое самодержавие Карамзин считал благом для России. Народ, по его мнению, имел право на восстание про­тив князей и царей, нарушавших принципы мудрой самодержавной власти. Карамзин осуждал тиранию Ивана Грозного, деятельность Анны Иоанновны, Павла I.

"История государства Российского" стала на многие годы настольной книгой по отечественной истории. Труд Карамзина был написан на уровне мирового исторического знания той эпохи.

С.М.Соловьев

Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) по праву признан самым выдающимся русским историком XIX в. Он сформировался как исследователь в эпоху, когда решался вопрос об отмене крепостного права. Тогда же развернулась по­лемика между западниками и славянофилами о путях развития России.

По своим убеждениям и взглядам С.М.Соловьев принадлежал к числу западников. Он родился в Москве в семье священника. Вся его жизнь была связана с Московским университетом, где он прошел путь от студента до ректора. Академик С.М.Соловьев был также директором Оружейной па­латы, председательствовал в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете, был учителем истории будущего импера­тора Александра III.

По своим убеждениям С.М.Соловьев был умеренным либералом. Как ученый он сложился под влиянием гегелевской диалектики и идеи об "органическом", т.е. объективном и закономерном характере развития исторического процесса. Он считал, что историк должен " уяснить... по­степенный ход истории, преемство явлений, естественный, законный вы­ход одних явлений из других, последующих из предыдущих".

Главный труд всей жизни С.М.Соловьева— "Истории России с древ­нейших времен" в 29 томах.

Опираясь на идеи гегелевской диалектики, С.М.Соловьев видел причи­ны движения русской истории во взаимодействии трех объективно суще­ствовавших факторов. В качестве таковых он выдвигал "природу страны", "природу племени" и "ход внешних событий". Придерживаясь сравнитель­но-исторического метода, С.М.Соловьев видел своеобразие истории Рос­сии и Западной Европы, но не их противоположность. По его мнению, природа для Запада была матерью, для России — мачехой. На востоке Европы отсутствуют естественные рубежи в виде горных хребтов и морс­ких берегов, здесь мало населения, постоянно ощущается угроза кочевых вторжений, климат носит резко-континентальный характер. На террито­рии Восточной Европы происходила многовековая борьба "леса" и "степи", шел процесс освоения (колонизации) новых территорий, перехода от ро­довых к государственным началам.

По мнению С.М.Соловьсва, в истории России огромную роль играло государство — "высшее воплощение народа". Объективно действовавшие географический и этнический факторы привели к возникновению в Вос­точной Европе крупнейшей державы. "Огромная равнина предопределила образование оного государства", — писал Соловьев. Ход внешних событий диктовался, таким образом, реальными объективными задачами.

Важнейшей вехой в истории России С.М.Соловьсв считал петровские преобразования. Именно с Петра I он начинал новую русскую историю. Ученый показал органическую связь, жизненную необходимость, законо­мерность и преемственность петровских преобразовании с предшествую­щим ходом развития страны.

С.М.Соловьев с позиции своего времени создал выразительную, цель­ную и наиболее полную картину истории России. До сих пор "История России с древнейших времен" сохраняет значение как общепризнанная энциклопедия русской истории.

В.О.Ключевский

Василии Осипович Ключевский (1841-1911) происходил из семьи священника Пензенской губернии.

Вся его жизнь, как и жизнь С.М.Соловьева, была связана с Московским университетом, который он закончил в 1865 г. Ключевский стал преемни­ком Соловьева на кафедре русской истории. Его блестящие, полные ост­роумия, яркие по форме и образности лекции снискали ему огромную популярность.

По своим убеждениям Ключевский был умеренным либералом. Рево­люционные взгляды он не принимал и на первое место ставил науку, "которая вечно пребывает и никогда не падает".

Наряду с лекциями известность и славу В.О.Ключевскому принесли его исторические труды, среди которых итог его исследовательской и лекционной деятельности — "Курс русской истории", пользовавшийся огромной популярностью при жизни автора и не утративший значения и в наши дни. Изложение в нем доведено до крестьянской и земской реформ 1860-х гг.

По своим философским взглядам В.О.Ключсвский стоял на позициях позитивизма. Позитивизм (от латинского positivus "положительный") стремился выявить всю совокупность конкретных знаний, фактов, внут­ренних и внешних факторов, сочетание которых определяет ход истори­ческого процесса.

Ключевский считал, что всемирная история развивается в рамках "общих законов строения человеческого общества". В то же время для каждой страны, для каждой "местной истории" характерны особенности, обусловленные сочетанием географического, этнического, экономическо­го, социального, политического факторов. Причем для каждого периода истории сочетание факторов порождает определенную сумму идей. Смена этих идей и мировоззрений составляет движущую силу истории. Исходным моментом истории каждой страны является природно-географический фактор. В.О.Ключсвский считал, что в истории России решающую роль играло освоение (колонизация) территории.

В. О. Ключевский создал новую общую концепцию русской истории, разделив се на периоды, каждый из которых представлял собой определенный этап в жизни страны. VIII — XIIIвв. В.О.Ключевский характеризовал как Русь Днепровскую, городовую, торговую. XIII — первую половину XV вв. — как Русь Верхне-Волжскую, удельно-княжескую, вольно-земледельческую. Вторая половина XV — начало XVII вв. — это Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая. Время после смуты и до великих реформ В.О.Ключсвский назы­вал "новым периодом русской истории", всероссийским, императорско-дворянским периодом крепостного хозяйства, земледельческого и фабрично-заводского.

В.О.Ключевский и его коллеги дали яркую и многогранную картину русской истории. Впоследствии их будут упрекать в непонимании законо­мерностей развития России. А последний этап развития дореволюционной историографии (конец XIX — начало XX вв.) получит название эпохи кризиса буржуазной науки, не сумевшей увидеть в истории страны зако­номерности ее социалистического преобразования.

Советская историография

 Советская историческая наука в сложных для развития историографии условиях послереволюционной России в целом успешно выполняла свои общественные функции. Выявлялись и собирались новые исторические материалы, делались попытки нового прочтения прошлого, велись дискуссии. Создавались новые архивы, му­зеи, научные центры. Особенно успешно изучались социально-эконо­мическая проблематика, движения народных масс.

Однако господство в теоретической сфере только одной концепции суще­ственно сковывало творчество ученых. Легче было тем, кто занимался более древними этапами развития страны. Что же касается советской истории, то здесь не могли не торжествовать декретированные сверху оценки. Истори­ческий материализм стал единственной философией истории.

В основе материалистического понимания истории лежит учение о со­циально-экономических формациях. Движущей силой истории признавалась классовая борьба.

Общество в своем развитии проходит через последовательную, закономер­ную смену определенных стадий и фаз, складывающихся на основании опреде­ленного уровня развития экономики. К.Маркс и Ф.Энгсльс называли эти стадии общественно-экономическими формациями. Общественно-экономическая формация — это исторически определенный тип общества, представляющий особую ступень в его развитии (первобытнообщинный строй, рабовладельчес­кий, феодальный, капиталистический и коммунистический). Экономический ба­зис каждой формации определяется господствующим способом производства материальных благ. Однако абсолютно чистых формаций нет. В каждой из них наряду с господствующим способом производственных отношений сохраняют­ся остатки старых и возникают зачатки новых производственных отношений. Их обычно называют укладами. Например, при господстве феодальных произ­водственных отношений сохраняются первобытнообщинные и рабовладельчес­кие отношения (уклады) и зарождается на определенном этапе капиталистичес­кий уклад хозяйства. Общественно-экономические формации дают возмож­ность проследить поступательное развитие человечества со ступени на ступень в целом. Однако в силу разнообразных обстоятельств (климат, географические, этнографические, внешнеполитические, этнические и др. факторы) история различных народов, стран, регионов развивается неравномерно и имеет свои особенности. Влияние исторического материализма и сейчас ощутимо в отечественной историографии, особенно в работах по социально-экономической ис­тории.

Историческая наука сегодня

Сегодня, когда Россия переживает сложные и мучительные годы поиска оптимального для страны пути развития, особенно обострилась борьба в сфере исто­рического знания. Можно встретить самые разнообразные теории, объяс­няющие ход истории. Многие современные сочинения по истории написа­ны с позиций теории презентизма (от английского слова present — на­стоящий). Сторонники этой теории убеждены, что история непознаваема, и каждое поколение переписывает историю заново, исходя из своих убеж­дений с точки зрения современных политических и идеологических конф­ликтов.

Интерпретация исторических событий ведется и с позиций новой ми­фологии, которая рождается в условиях, когда представители науки не в силах объяснить ход истории. Вновь стали популярны работы, в основе которых лежит религиозное (клерикальное), провиденциалистское понимание исторического процесса.

Сохраняют свое значение теории, отводящие решающую роль в разви­тии общества какому-то одному фактору, экономике (марксизм), духовно­му началу (П.А.Сорокин), этапам развития этносов (Л.Н.Гумилев). По-прежнему в моде различные модификации позитивистского подхода к изу­чению прошлого. Историки, стоящие на позициях позитивизма, стремятся выяснить, зафиксировать все возможные исторические факты и факторы — экономические, географические, социальные, этнические, психологиче­ские и т.п. Большой популярностью в наши дни пользуется учение школы "Анналов" (основоположники — французские историки М.Блок, Л.Февр, объединившиеся вокруг журнала "Анналы"). По мнению сторонников этой школы, в центре истории стоит человек во всех его жизненных проявлени­ях, чья культура может быть понята с точки зрения совокупного действия всех факторов.

Все сегодняшнее многообразие подходов к объяснению исторического процесса можно свести к двум направлениям: линейный тип (признание поступательного, прогрессирующего движения человечества от низших форм к высшим, через которое, как правило, — хотя и в разное время — проходят все народы) или циклический тип (развитие человечества через систему локальных, равноценных друг другу цивилизаций или культурно-исторических типов). В последнее время цивилизационный подход, как его называют некоторые историки, получил широкое распространение в учеб­ных пособиях по русской истории.

Теория локальных цивилизаций была разработана в трудах русского со­циолога Н.Я.Данилевского (книга "Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому", 1871), немца О.Шпенглера ("Закат Европы", 1918), англичанина А.Тойнби ("Постижение истории", 1936). Под локальной цивилизацией принято по­нимать единую во всех проявлениях культурно-историческую систему, обладающую внутренним механизмом функционирования. Некоторые исследователи пытаются совместить теорию локальных цивилизаций с теорией циклов, которые пронизывают все сферы человеческой жизни (экономику, этнос, социально-политическую сферу, духовный мир и т.п.).

 

Перейти к лекциям

Словарь

  Оглавление  
Hosted by uCoz