ЛЕКЦИЯ XVI

 

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ вв.

 

 

 

На рубеже XIX и XX вв. Россия вступила на качественно новую ступень развития — стадию модернизации, т.е. перехода от традиционно аграрного общества к современному индустриальному, в котором создаются крупная технически развитая промышленность и соответствующие ей социальные и политические структуры.

В отечественной историографии событий рубежа веков можно выделить два основных направления. Представители первого, эволюционно-реформистского (В.О. Ключевский, А.А. Корнилов, авторы сборников «Вехи», «Из глубины», историки-эмигранты и др.), считали, что российская государственность не может быть изменена насильственным путем; необходима постепенная модер­низация существующего строя. Особая роль отводилась государст­ву и российской интеллигенции. В наши дни в ряде работ выска­зана подобная точка зрения (А.С. Ахиезер, Н.Я. Эйдельман и др.).

Второе направление — марксистское (большевистское), отстаи­вавшее прогресс России на путях революции, в советский период стало официальным. В 60-е годы ряд историков — сторонников так называемого «нового направления» (А.М. Анфимов, П.В. Волобуев, И.Ф. Гиндин, К.Н. Тарновский и др.) пришли к выводу, что история России показывает иной, не похожий на западную мо­дель, особый тип капиталистической эволюции, находящийся в неразрывной связи с поднятой ими же проблемой многоукладнос-ти (взаимодействия российского монополистического капитализ­ма с до- и раннекапиталистическими общественными структура­ми). Сейчас эти идеи находят все больше сторонников.

В современной отечественной исторической науке все большее подтверждение имеет третье направление «догоняющего и циклического» развития России (А.С. Ахиезер, В.И. Пантин, Е.Г. Плимак и др.), развернутое в концепцию трех моделей (эшелонов) раз­вития мирового капитализма, различающихся механизмом становления и эволюции буржуазных структур. Россия была отне­сена к странам второго эшелона развития.

Продолжает вызывать споры вопрос определения уровня разви­тия аграрного капитализма в России в начале XX в. В настоящее время историки сходятся на том, что процесс капиталистического развития, безусловно, шел как в помещичьих, так и в крестьянских хозяйствах, но медленно.

Экономическое и социально-политическое развитие

 

Во имя сохранения международных позиции, опасаясь, что империя утратит свое влияние в Европе, отстанет в экономичес­ком и военном отношениях и даже может утратить экономическую самостоятельность, самодержавие было вынуждено проводить по­литику форсирования модернизации. Российский вариант модер­низации отличался рядом особенностей. Одной из наиболее зна­чительных была ведущая роль государства и государственного регулирования в экономической жизни страны. Общеизвестно, что на Западе аграрный переворот был результатом революции и пред­шествовал промышленному перевороту. В России промышленный переворот завершился к 80-м годам XIX в., до буржуазно-демокра­тических революций, а аграрно-капиталистический не завершился вовсе. Правящие круги понимали слабость предпосылок для инду­стриальной модернизации «снизу», эволюционным путем, поэто­му ускоренная индустриализация могла быть только результатом активного целенаправленного вмешательства государства «сверху». Это нашло отражение в экономической политике правительства, гибкой таможенной политике, ограждавшей отечественную про­мышленность от конкуренции заграничных товаров; предоставле­нии заводам крупных заказов на длительный срок по завышенным расценкам; концессионной организации железнодорожного стро­ительства; привлечении иностранного капитала; форсировании экспорта сельскохозяйственной продукции (хлеба) и сырья. Резуль­татом явились сжатые исторические сроки российского промыш­ленного развития, его высокие темпы. За последние 40 лет XIX в. объем промышленной продукции в России возрос в 7 раз, тогда как в Германии — в 5, во Франции — в 2,5, в Англии — в 2 раза.

Начавшийся в 1893 г. промышленный подъем во многом опре­делялся активным железнодорожным строительством, которое со­здавало устойчивый спрос на металл, уголь, лес и другие материа­лы. Особенностью экономики России на рубеже веков было и то, что из-за отсутствия в достаточном количестве собственных фи­нансовых средств широко привлекался иностранный капитал. За счет иностранных инвестиций не только развивалось железнодо­рожное строительство, но и появлялись новые отрасли в структуре российской промышленности (например, электротехническая и химическая). В то же время сама Россия экспортировала капиталы за рубеж (Китай, Иран и др.), что обусловливалось не столько эко­номическими, сколько военно-политическими соображениями. Одновременно в России шел интенсивный процесс формирования единого национального рынка, чему в значительной степени спо­собствовали два материальных фактора: строительство железных дорог и переход на твердую, конвертируемую валюту.

Важной чертой развития российской промышленности в начале XX в. была высокая концентрация производства, по уровню кото­рой Россия занимала первое место в Европе. Высокий уровень концентрации производства явился одной из причин процесса монополизации. Уже в начале XX в. монополии образовались во всех основных отраслях производства — от простейших картелей до синдикатов и трестов. В черной металлургии господствующее положение заняли «Продамет», «Кровля»; в машиностроении и металлообработке — «Продвагон», «Продпаровоз», «Гвоздь»; в до­быче угля — «Продуголь»; в нефтяной промышленности — «Но-бель-мазут». Промышленность, которой во все большей степени требовались огромные финансовые средства, начинала зависеть от банков. В России по-иному, чем в странах классического капита­лизма, шло образование банковской системы. Если там она начи­налась с мелких и средних банков, то в России кредитная система была первоначально представлена крупными банками, а мелкие и средние стали появляться только перед первой мировой войной. Началось сращивание российских банков с промышленностью. Создавалась финансовая олигархия, в руках которой концентриро­вались огромные финансовые средства и основные промышлен­ные мощности: пять крупных банков контролировали основную массу финансовых средств в промышленном производстве. Круп­ные банки имели свои филиалы в Европе — в Париже, Лондоне. В российской банковской системе значительное место занимал иностранный капитал.

В начале XX в. Россия вместе с другими странами (Западная Европа, США) переживает жестокий кризис перепроизводства (1899—1903). Он начался с резкого падения цен на основные виды продукции и привел к значительному сокращению производства, Разорению предприятий. За годы кризиса закрылось около 3 тыс. крупных и средних предприятий, что привело к массовой безра­ботице. В крупных промышленных центрах — Петербурге, Ростове-на-Дону, на Урале, юге России прошли рабочие выступления. В России на рубеже XIX—XX вв. капитализм, минуя длительную фазу свободной конкуренции, перешел в принципиально новую стадию своего развития — империализм. Вследствие бурного роста промышленного производства Россия вступила в этот процесс од­новременно с другими ведущими мировыми державами. Однако русский вариант империализма представлял собой лишь надстрой­ку над многоукладным и достаточно рыхлым экономическим бази­сом общества.

В XX в. Россия вступила страной, в которой ?0% населения было занято в сельском хозяйстве, сохранявшем полукрепостнические отношения. В начале века в стране отмечается подъем сельскохозяйственного производства. По общему объему сельскохозяйствен­ной продукции Россия занимает первое место в мире. На ее долю приходилось 50% мирового сбора ржи, около 20% пшеницы и 25% мирового экспорта зерна. Быстрыми темпами увеличивалось про­изводство картофеля, сахарной свеклы, льна и других технических культур. Росли поголовье и продуктивность скота. Однако на фоне впечатляющих перемен в промышленности и торговле положение в аграрном секторе выглядело безнадежно отсталым и архаичным. Ситуацию в деревне осложняли еще два взаимосвязанных обстоятельства: аграрное перенаселение (с 1861 по 1913 г. население Рос­сии удвоилось) и крестьянская община.

Отсюда понятно экономическое обоснование крестьянского требования в годы революции передачи им части помещичьих зе­мель. Положение усугублялось отсталостью материально-технической базы сельского хозяйства. Треть крестьянских дворов была безлошадной, а треть имела всего одну лошадь. Крайним проявле­нием бедности было отсутствие коровы — такие хозяйства состав­ляли до 10%. Русский крестьянин получал самые низкие урожаи зерновых в Европе (5—6 ц с гектара). К тому же политические права крестьян были более ограниченными по сравнению с другими ка­тегориями населения: на них не распространялся суд присяжных, до 1903 г. сохранялись телесные наказания и местные сословные суды. Капиталистическую эволюцию сельского хозяйства тормо­зило сохранение общины, консервирующей крепостнические пе­режитки: отработки, выкупные платежи, круговую поруку. Она регламентировала периодическое перераспределение земель, ка­лендарные сроки сельскохозяйственных работ и др. Устойчивость общинных традиций препятствовала появлению нового крестья­нина, хозяина собственной земли. К началу XX в. ? надельной крестьянской земли находилось в общинном пользовании. Лишь в западных губерниях преобладала частная собственность на землю. По-прежнему основными фигурами на селе были крестьянин и помещик. Последний не стремился к модернизации сельскохозяй­ственного производства: вследствие быстрого роста сельского на­селения рабочая сила имелась в избытке и почти бесплатно. К 1905 г. всего 3% дворян-землевладельцев смогли перевести свои имения на капиталистические рельсы с применением сельскохо­зяйственных машин и наемного труда.

К началу XX в. Российская империя по размеру территории — 22,2 млн. км (16,8% обитаемой суши) — занимала второе место в мире после Британской империи. По первой переписи населения (1897 г.) в России (за исключением Финляндии) насчитывалось свыше 125 млн. человек: по численности населения Россия заняла третье место после Британской империи и Китая.

По степени индустриализации Российская империя значитель­но уступала ведущим странам мира. Индустриальное общество ха­рактеризуется следующими показателями: преобладание доли про­мышленной продукции в национальном доходе, преобладание городского населения над сельским, высокий уровень грамотности населения. Обладая большим национальным богатством — 160 млрд. руб. (8,6 % общемирового), значительную часть которого (90 млрд. руб.) составляли природные ресурсы, Российская импе­рия по валовому промышленному производству — 5,7 млрд. руб. (3,8 % общемирового) — находилась на пятом месте в мире. Наци­ональный доход на душу населения был в 3—5 раз ниже, чем в развитых странах. По объему промышленного производства на одного человека и уровню производительности труда в промыш­ленности Россия уступала в 5—10 раз ведущим странам. По длине железных дорог (79 тыс. км в однопутном исчислении) Россия за­нимала второе место в мире, уступая только США (хотя и в 5 раз). Процессы модернизации почти не коснулись глубинных пластов народной жизни. Сельское хозяйство давало 51% национального дохода, промышленность — 28%, остальное приходилось на транс­порт и торговлю. Жизненный уровень народа в России был ниже, чем в Германии и Англии, соответственно в 2 и 4 раза.

Показатели урбанизации (доли городского населения) и уровня образования населения ярко отражают процесс перехода от аграр­ного к индустриальному обществу. Российская империя оставалась, по сути, сельской страной: только 30 млн. человек, или 18% насе­ления, проживали в городах. По уровню грамотности (30% населе­ния) Россия занимала одно из последних мест в мире. В то же время наблюдалось стремление всех слоев населения к получению образования. Эта потребность учитывалась царским правительством: рос­ло число гимназии, реальных училищ, высших учебных заведении. Однако Россия не имела достаточного образовательного и квали­фикационного уровня работников, что не отвечало потребностям страны. Особенно неблагоприятное положение наблюдалось в на­чальном и среднем образовании. Гораздо лучше обстояло дело с высшим образованием. Численность студентов в университетах между 1900 и 1913 гг. выросла вдвое, составив 120 тыс. человек.

Таким образом, рассмотрев социально-экономическое развитие России на рубеже XIX—XX вв., следует подчеркнуть, что, несмотря на очень высокие темпы роста, Россия в начале XX в. лишь при­близилась к индустриально развитым странам, войдя в первую пятерку держав по абсолютным размерам промышленного произ­водства.

Особенности экономического развития страны отразились на социально-классовой структуре российского общества, расстанов­ке политических сил и характере общественных движений в начале XX в. К концу XIX в. дворянское сословие составляло около 2 млн. человек (1,5% общего числа населения). Сила дворянства заключа­лась в землевладении, его близости к царю, обладании ведущими позициями в государственном управлении. Потомственные дворяне составляли 70% чиновников гражданских ведомств. К началу XX в. из их среды вышло 90% генералов, 75% полковников, 50% всего офицерского состава.

По социальному положению к дворянству примыкало духовен­ство. В ведении церкви находилась целая система церковных учеб­ных заведений: 4 духовные академии, 57 семинарий, 186 духовных училищ. В стране насчитывалось 111 тыс. священников, более 1000 монастырей обслуживали 100 тыс. монахов и монахинь. Цер­ковь владела 2 млн. десятин земли.

Наиболее многочисленным сословием было крестьянство — 97 млн. человек. Хотя и медленно, но все же шло его расслоение: к началу XX в. деревенская беднота составляла около 50% всего кре­стьянства, среднее крестьянство — 30, зажиточное — 20%.

Наряду со старой сословной структурой (градация населения идет по юридическому признаку) в России начинает складываться новая классовая структура общества (по экономическому призна­ку). К концу XIX в. растет численность буржуазии и промышлен­ного пролетариата. Общая численность рабочих достигает 10— 14 млн. человек, из них около 2 млн. — фабрично-заводские.

Одним из основных направлений внешней политики России на рубеже веков была так называемая «большая азиатская программа», ставившая целью экономическое продвижение на рынки Дальнего и Среднего Востока, приобретение (захват) новых территорий. По словам военного министра А.Н. Куропаткина, Николай II мечтал не только о присоединении Манчжурии (Северо-Восточного Китая) и Кореи, но и о захвате Афганистана, Персии (Ирана) и Тибета. В 1896 г. Россия получила от китайского правительства разрешение на строительство Транссибирской железной дороги, проходящей через Манчжурию. В 1898 г. С.Ю. Витте добился ус­тупки в аренду Порт-Артура и Дальнего. В Порт-Артуре была создана военно-морская база. Это вызвало негативную реакцию со стороны Японии: произошло столкновение интересов двух держав. Военное разрешение конфликта практически становилось неизбеж­ным. Пользуясь сложностями в англо-русских отношениях, Япо­ния заключила союз с Англией: начались военные приготовления. Русско-японская война началась в январе 1904 г. Целый ряд небла­гоприятных факторов (удаленность от своих основных баз на 8 тыс. км, недооценка военной силы противника, внезапность первого удара и др.) привели к поражению России в этой войне. В августе 1905 г. был подписан Портсмутский мир (США), по которому Япо­ния получила Южный Сахалин, аренду Ляодунского полуострова, Южно-Маньчжурскую железную дорогу. Хотя Россия отделалась относительно небольшими территориальными потерями, пораже­ние в войне существенно подорвало престиж царского самодержа­вия. После японской войны правительство старалось вести осто­рожную и взвешенную политику не только на Дальнем Востоке, но и на других направлениях.

Таким образом, в начале XX в. самодержавие оказалось не в состоянии разрешить острые внутренние и внешнеполитические проблемы, которые десятилетиями накапливались в стране. Свои решения предлагали различные политические партии и течения, находившиеся в оппозиции к царской власти. Между тем в стране уже начиналась первая российская революция.

Первая российская революция 1905—1907 гг.

 

Новые задачи, вставшие перед страной в конце XIX — начале XX в., обострили проблему несоответствия между динамично раз­вивающейся экономикой и консервативностью существовавшей политической системы. Россия оставалась самодержавной монар­хией. Абсолютная власть (как исполнительная, так и законодатель­ная) принадлежала императору В начале XX столетия в стране отсугствовали представительные учреждения, элементарные демо­кратические свободы. Даже российская буржуазия, обладавшая крупным капиталом, не имела политических прав.

В условиях модернизации перед властью встал выбор: пойти на реформирование политической системы, адекватной требованиям времени, либо ничего не менять, что грозило насильственной лик­видацией самодержавия.

Личность Николая II мало подходила для сложного времени рубежа XIX—XX вв., времени социальных, революционных и меж­дународных бурь. Николай Александрович Романов взошел на престол в 1894 г., получив от отца (Александра III) завещание хра­нить основы самодержавия, избегать войн, слушаться только само­го себя и своей совести. Он не обладал ни сильным характером, как отец, ни государственным кругозором. Поэтому император в течение длительного времени не смог выработать какой-либо еди­ной политической линии за одним исключением: никакого огра­ничения самодержавия. Вера в божественное предрасположение была очень характерна для царя и лишала его активного начала и в жизни, и в политике. От Николая II ждали, что он возьмет на себя инициативу по модернизации политической системы Россий­ской империи. В условиях духовной дифференциации российского общества различные общественные силы выдвигали программы реформирования политического строя. Прежде всего оживились земские либералы, основной идеей которых было внедрение в ор­ганы государственной власти «народных представителей» от земств. Однако уже в 1895 г. Николай II отверг «бессмысленные мечтания» либералов о конституции, заявив, что будет охранять основы само­державия так же твердо и неуклонно, как его «незабвенный покой­ный родитель». Весной этого же года новый царь «прославился» на всю страну открытым одобрением расстрела рабочих в Ярославле. А еще через год произошла катастрофа на Ходынском поле во вре­мя коронационных торжеств в Москве. Крайняя жестокость, про­явленная царем в дальнейшем при защите устоев самодержавия, определила его прозвище Николай Кровавый.

В окружении императора существовали разногласия по вопросу перспектив развития страны. Их выражали самые влиятельные фигуры в правительстве: С.Ю. Витте, министр финансов, возглав­лявший сторонников реформ, и В.К. Плеве, министр внутренних дел, стремившийся сохранить самодержавие неизменным. Он по­гиб в 1904 г. от рук эсеровских террористов. Новый министр вну­тренних дел П.Д. Святополк-Мирский провозгласил курс на со­трудничество власти с земствами, чтобы расширить и укрепить социальную опору режима. В конце 1904 — начале 1905 г. либе­рально-демократическое движение в России предприняло ориги­нальную политическую акцию, названную «банкетной кампанией». в честь 40-летия судебной реформы. На банкетах (в 34 городах прошло более 120 собраний с участием не менее 50 тыс. человек) произносились тосты и речи в пользу более широкого народного представительства, нередко звучали возгласы «Долой самодержа­вие!». Это была последняя попытка перед революцией побудить правительство к уступкам.

Учитывая ситуацию, программа Святополк-Мирского содержа­ла следующие предложения: включение в состав Государственного совета определенного числа выборщиков от земств и городских дум, распространение земств на всю территорию империи, сбли­жение крестьян в имущественных правах с другими сословиями, расширение прав старообрядцев, издание закона о правах еврей­ского населения и др. Программа была отклонена, и Святополк-Мирский ушел в отставку. Император издал указ, обещавший некоторые социальные, конфессиональные, национальные послаб­ления, но при условии сохранения самодержавия в незыблемом виде. О народном представительстве речи не было.

Правительственный курс начала царствования Николая II вы­зывал неприятие всех слоев населения, ожидавших от царя поли­тических преобразований, адекватных идущим экономическим изменениям. Политическая оппозиция разных направлений счита­ла, что все зло коренится в существующей власти, и если власть сделает уступки, то страна пойдет по пути политического и соци­ального прогресса. Предреволюционная ситуация 1901—1904 гг. оказалась для царизма поистине роковой. Первыми заявили о себе студенты, требуя восстановления университетской автономии и политических свобод. В студенческом движении участвовали до 25 тыс. человек. Студентам было разрешено частичное самоуправ­ление и создание легальных обществ по интересам. Главной силой революционного движения становится пролетариат. Количество стачечников возросло с 400 тыс. в 1895—1900 гг. до 530 тыс. чело­век в 1901—1904 гг. Более половины стачек проходили с политиче­скими требованиями. В 1901 г. в целом ряде городов — Петербурге, Казани, Тифлисе, Варшаве — прошли рабочие выступления, среди которых выделялась легендарная Обуховская оборона в Петербур­ге. В 1902 г. прошли политические демонстрации в Сормове, Рос-тове-на-Дону, в 1903 г. — всеобщая стачка на юге России. Шло на подъем и крестьянское движение. В 1900—1904 гг. было отмечено 1205 крестьянских выступлений. Переломным для деревни стал 1902 г.: на борьбу с помещиками поднялись крестьяне Полтавской и Харьковской губерний. Центральной России, Поволжья, Грузии. Правительство с помощью войск подавило эти выступления, подвергнув крестьян жестоким наказаниям. После начала русско-япон­ской войны прошла волна выступлений в армии и на флоте. Одни­ми из наиболее крупных были волнения моряков Севастополя в ноябре 1904 г. Обстановка в стране становилась все более напря­женной. Особое беспокойство у правительства вызывал рост рабо­чего движения.

В 1901—1903 гг. по инициативе начальника московского охран­ного отделения С.В.Зубатова были созданы легальные рабочие организации по профессиональному признаку, которые активно вмешивались в конфликты между рабочими и предпринимателя­ми, вынуждая последних идти на некоторые уступки. Однако ско­ро выяснилось, что рабочие не желают ограничиваться только по­вышением уровня своего образования и экономической борьбой. В 1903 г. деятельность «зубатовцев» в Одессе привела к первой в России всеобщей стачке. Зубатов получил отставку, созданные им организации прекратили существование. «Зубатовщина» не достиг­ла поставленных перед нею целей и еще более усилила революционные настроения. Рабочие выбрали путь политической борьбы против самодержавия.

Тяжелое внутриполитическое положение страны усугубила на­чавшаяся в 1904 г. война с Японией. Она окончательно подорвала престиж самодержавной власти и создала благоприятный психоло­гический фон для нарастания революционных событий. Различ­ные круги оппозиции консолидировались вследствие как недоволь­ства нерешенными социальными проблемами, так и обостренного чувства национального унижения в связи с позорным поражением в войне. В целом назревавшие революционные события имели глу­бокие причины, коренившиеся в самом социально-экономическом строе страны. Россия оказалась страной со всеми обострившимися противоречиями и разительными социально-экономическими и политическими контрастами.

Революция прошла два основных этапа:

1) с января по декабрь 1905 г. — начало и подъем революции, кульминацией которого стало вооруженное восстание в Москве;

2) с начала 1906 г. по 3 июня 1907 г. — постепенный спад и поражение революции.

Начало революционных событий датируется Кровавым воскре­сеньем — 9 января 1905 г. Непосредственным толчком к началу революции послужило увольнение рабочих из организации Гапона (1870—1906). Будучи священником церкви при петербургской пе­ресыльной тюрьме, он в духе «зубатовщины» организовал «Собра­ние русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга». Стремясь сохранить контроль над рабочими, Гапон решил органи­зовать мирную демонстрацию к Зимнему дворцу для встречи оби­женного народа со своим единственным заступником — царем. При содействии социал-демократов была выработана петиция царю, в которую вошли и требования политического характера: свобода слова, всеобщее избирательное право, созыв Учредительного со­брания для проведения демократических реформ и передачи земли крестьянам, ответственность министров перед народом, отделение церкви от государства, отмена косвенных налогов, прекращение войны с Японией и др. Однако в целом петиция носила самодер­жавный характер и могла стать поводом для «единения царя с на­родом». Еще можно было предотвратить революцию путем диалога власти с обществом, сделать уступки народу, провести либераль­ные реформы, улучшить положение рабочих и крестьян. Но Нико­лай II, искренне преданный идее самодержавия, на это решиться не мог. Кровопролитие стало практически неизбежным. Около ты­сячи человек пали его жертвами, более 5 тыс. были ранены. Наци­ональная трагедия 9 января потрясла Россию.

Так началась первая русская революция 1905—1907 гг. Подня­лось на борьбу и крестьянство. Массовое участие крестьян в рево­люции — 25,8 тыс. выступлений (уничтожено 4 тыс. помещичьих усадеб) — явилось настоящим потрясением для правительства. Поднялись армия и флот. В июне 1905 г. произошло восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Это был первый в мировой истории случай открытого революционного выступления команды военного корабля. Начались волнения солдат в Харькове, Киеве, Варшаве и ряде гарнизонов по Транссибирской магистрали. Вспыхнули восстания матросов в Кронштадте, Владивостоке. В но­ябре 1905 г. Россию потрясла весть о севастопольском восстании на крейсере «Очаков» под руководством П.П. Шмидта.

Осенью революция охватила всю страну. Высший ее подъем был связан со всеобщей Всероссийской Октябрьской политической стачкой. Объявленная московскими большевиками стачка была поддержана железнодорожниками и приняла с 7 по 13 октября всероссийский характер. В стране не работали железные дороги, телефон, типографии, почта, аптеки, Государственный банк, водо­провод, освещение. В Октябрьской стачке активно участвовала и демократическая интеллигенция. Закрылись школы, гимназии, высшие учебные заведения, театры. Октябрьские выступления пре­вратили страну в единый политический митинг, сплотивший все слои населения: звучали требования устранения самодержавия и превращения России в демократическую республику. В революционной борьбе рождались новые органы власти — Советы рабочих депутатов по примеру Совета, созданного рабочими Иваново-Вознесенска. Объявленная московским Советом 6 декабря всеобщая стачка переросла в вооруженное восстание. В знак солидарности московское восстание было поддержано в Донбассе, Ростове-на-Дону, на Урале, в Красноярске, Чите, Владивостоке. Октябрьские и декабрьские события стали кульминацией революции. К началу 1906 г. царским властям удалось справиться с положением. Прави­тельство перешло в наступление, начался разгром сил восставших царскими войсками. Продолжавшиеся в 1906—1907 гг. время от времени революционные выступления в условиях спада револю­ции не слились в единое всероссийское восстание. Многие причи­ны, в том числе отсутствие поддержки армии и координации пла­нов, привели к поражению революции. Главной движущей силон первой народной революции эпохи империализма был пролетари­ат, выступавший в союзе с крестьянством. Что касается буржуазии, то ее позиция была противоречивой. С одной стороны, располагая значительными капиталами, она претендовала на непосредствен­ный доступ к власти, а с другой — ее тесные связи с администра­тивно-управленческим аппаратом, помещичьими кругами ограни­чивали ее политические притязания. В результате политика буржуазии сводилась к лавированию между революцией и контр­революцией, пресечению попыток как законсервировать сущест­вующий строй, так и подвергнуть его слишком радикальной ломке.

В условиях нарастания революции 18 февраля 1905 г. Николай II был вынужден подписать рескрипт (предписание) на имя минист­ра внутренних дел А.Г. Булыгина о разработке проекта закона о созыве в России законосовещательной Думы. Революционные со­бытия осени 1905 г. сорвали выборы в булыгинскую Думу и заста­вили власти пойти на более радикальный вариант.

В условиях нарастания Октябрьской политической стачки Николай II был вынужден подписать 17 октября Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором провозглашались «незыблемые основы гражданской свободы»: не­прикосновенность личности, свобода слова, совести, собраний и союзов. Было обещано создание Государственной думы с законо­дательными правами; существенно расширялся круг избирателей.

Реакция на Манифест была неоднозначной. Либералы воспри­няли его с восторгом и ликованием как начало эры буржуазного конституционализма. Революционные группировки объявили его обманом и призывали к дальнейшему развитию революции. Крайне монархические и проправительственные круги были также недовольны, видя в Манифесте подрыв идеи самодержавия. В эти месяцы (октябрь 1905 г. — апрель 1906 г.) Россия делает первые шаги на пути к парламентаризму, возникают легальные политиче­ские партии, вводятся новые правила о печати, упраздняется пред­варительная цензура, отменяются выкупные платежи.

Каковы же основные итоги революции 1905—1907 гг.? Главным событием политической жизни страны было создание законода­тельной Государственной думы — первого представительного орга­на власти. При всей ограниченности прав Думы, сословном харак­тере ее депутатского корпуса это был первый в истории опыт российского парламентаризма, возможность легального сопостав­ления различных политических позиций по важнейшим пробле­мам жизни страны. Был смягчен политический режим. Возникла многопартийность. Хотя левые партии, а также кадеты не получи­ли право на легальную деятельность, депутаты в Думе образовыва­ли фракции по партийной принадлежности. Партии имели спои печатные легальные органы — газеты, журналы. Трудящиеся полу­чили право создавать массовые самодеятельные организации:

профсоюзы, кооперативы, страховые организации, культурно-про­светительские общества и др. Подданные Российской империи получили некоторые демократические права, свободу совести, сло­ва, собраний, союзов, неприкосновенность личности. Был отме­нен циркуляр 1897 г. об уголовном наказании стачечников, легали­зованы (с некоторыми оговорками) экономические забастовки, ликвидировано право земских начальников налагать на крестьян административные взыскания.

Власти пошли на некоторые уступки в экономической и соци­альной сферах. Рабочим удалось добиться сокращения средней продолжительности дня до 9—10 ч, а на некоторых предприяти­ях — до 8 ч. За годы революции несколько выросла средняя зара­ботная плата лиц наемного труда. Некоторые капиталисты (А.И. Коновалов, С.Н. Третьяков) направляли часть прибыли на улучшение быта рабочих: строительство жилья, больниц и др. На­чалось внедрение системы заключения коллективных договоров рабочих с предпринимателями, где оговаривались минимум зар­платы, продолжительность рабочего дня, размер пособия по болез­ни, праздничные дни. Для крестьян были отменены выкупные пла­тежи, вносившиеся ими с 1861 г., снижена арендная плата за землю, повышена зарплата сельскохозяйственным рабочим.

Революция оказала существенное воздействие на духовную жизнь общества. Она политизировала миллионы людей, заставила задуматься над привычными и, казалось, незыблемыми понятиями о справедливости государственного и сословного устройства обще­ства, личных качествах монарха, соотношении традиционных цен­ностей и новаторских идей и др. Демократическая интеллигенция, увидев русский бунт, его масштабы и результаты, стала задумы­ваться об иных альтернативах разрешения целого ряда коренных русских проблем. В то же время радикальные политические орга­низации объявили первую русскую революцию подготовкой к но­вому штурму самодержавия.

Исходом первой русской революции явились частичная модер­низация государственного строя и его дальнейшая эволюция на пути превращения в буржуазную монархию. Другие возможные варианты исхода революции (народная демократическая респуб­лика или буржуазное правовое государство) не реализовались. Но это была демократическая революция, в которой участвовал весь народ.

Российская многопартийность: генезис и становление

 

Все политические партии начала века в соответствии с их виде­нием перспектив будущего России можно подразделить на три основных направления: социалистические, либеральные, традиционалистско-монархические.

Зарождение первой российской многопартийности имело ряд особенностей. Так, первые политические партии в России возник­ли еще до начала революции — это были партии национальной и социалистической ориентации. Партии либеральные и традиционалистско-монархические образовались лишь в ходе первой русской революции. Ни одна из партий не миновала таких явлении, как расколы, размежевание, дробление и слияние. В начале XX в. в России насчитывалось свыше 100 политических партий, из кото­рых 50 были крупными, имели общероссийский характер, осталь­ные — национальный. Особенностью было то, что формирование политических партий шло не «снизу», путем выделения из классов или социальных групп наиболее активных членов для отстаивания общих социальных и политических интересов, а под влиянием представителей фактически одного социального слоя — интелли­генции, которая поделила между собой сферы представительства интересов почти всех групп российского населения. Поэтому не случайно, что состав не только руководства, но и рядовых членов партий был по преимуществу интеллигентским.

Среди многочисленных организаций революционно-социалистического направления выделялись две наиболее крупные обще­российские партии: РСДРП и ПСР. В 1898 г. в Минске группа из девяти человек, представлявших небольшие марксистские организации и группы, провозгласила себя Российской социал-демократической рабочей партией (РСДРП). Они были социалистами «западного» толка — последователями учения К. Маркса. С декабря 1900 г. стала издавать­ся марксистская газета «Искра», фактическими руководителями которой были Г.В. Плеханов и В.И. Ульянов. Итогом трехлетней деятельности «Искры» стал созыв II съезда партии (июль — август 1903 г.), на котором произошло организационное оформление Рос­сийской социал-демократической рабочей партии (эсдеки). Съезд принял Программу и Устав партии. Программа состояла из двух частей.

Программа-минимум провозглашала целью решение задач буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия и установление демократической республики; всеобщее избира­тельное право и демократические свободы; широкое местное са­моуправление, равноправие наций и их право на самоопределение;

возвращение крестьянам «отрезков» (земель, отрезанных от их на­делов в 1861 г.); отмена выкупных и оброчных платежей за землю и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм; 8-часовой ра­бочий день; отмена штрафов и сверхурочных работ. Программа-максимум ставила целью осуществление пролетарской револю­ции и установление диктатуры пролетариата как главного условия для социалистического переустройства общества.

При обсуждении программных и особенно уставных вопросов съезд стал ареной острейшей полемики между двумя течениями в российском марксизме — радикальным и реформаторским, пред­ставленными В.И. Ульяновым (Лениным) (1870—1924) и Ю.0. Цедербаумом (Мартовым) (1873—1923).

Во время выборов в руководящие органы партии победила по­зиция Ленина. Его сторонники, радикальные социал-демократы, получили большинство, и за ними закрепилось название «больше­вики». Их товарищи по партии, сторонники Мартова, получили наименование «меньшевики». Ленин и его единомышленники отстаивали идею партии «нового типа» — замкнутой, законспири­рованной организации с железной дисциплиной по формуле: мень­шинство подчиняется большинству. Меньшевики, ориентировав­шиеся на опыт западноевропейской демократии, настаивали на более мягком варианте организации. По их мнению, партия долж­на быть открыта для всех слоев населения, в ней могут уживаться Различные взгляды и точки зрения.

С началом революционных событий активизировались оба те­чения российской социал-демократии. Большевики считали, что, хотя революция носит буржуазно-демократический характер, ее гегемоном и движущей силой является не буржуазия (как в Западной Европе), а пролетариат, союзником которого выступает крестьянство. Буржуазия рассматривалась в качестве контрреволю­ционной силы. Отвергая идею буржуазного реформирования об­щества, они выступали за революционный слом традиционных институтов власти в ходе вооруженного восстания с установлением диктатуры пролетариата. Меньшевики считали, что в революции, буржуазной по своему характеру, роль гегемона должна принадле­жать либеральной буржуазии, которая затем возглавит реформы; ее союзником будет пролетариат. Крестьянство, с их точки зрения, представляло реакционную силу, пережиток феодализма.

РСДРП была по своему составу партией пролетарско-интеллигентской, многонациональной. В 1907 г. большевистское крыло насчитывало около 46 тыс. человек, меньшевики — более 100 тыс. человек.

В 1901—1902 гг. в основном завершилось объединение неонароднических революционных организаций, действовавших как в Рос­сии, так и за границей, в единую партию социалистов-революционеров (эсеры). На I съезде эсеров в конце 1905 — начале 1906 г. были приняты Программа и Устав. Главным теоретиком и бессменным лидером партии был В.М. Чернов (1873—1952). Партия социалистов-революционеров была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией.

В программе эсеров главной целью провозглашалась подготов­ка народа к социальной революции, в которой были заинтересо­ваны все слои населения, живущие собственным трудом, т.е. «рабочий класс», к которому они относили и пролетариат, и крес­тьянство, и интеллигенцию. Русскую буржуазию, так же как и со­циал-демократов (большевиков), они рассматривали как реакци­онную силу. Политическая и социальная части программы имели много общего с программой социал-демократов. Эсеры выступали за свержение самодержавия и созыв (на основе всеобщих выборов) Учредительного собрания, которое должно было провозгласить «народовластие». Они были уверены, что большинство населения выскажется за демократическую республику. По национальному вопросу эсеровская программа (единственная в России) выступала за федеративные отношения, наделяя национальности безусловным правом на самоопределение. Центральное место в программе за­нимал аграрный вопрос. ПСР провозгласила требование «социали­зации земли», т.е. уничтожения частной собственности на землю и передачи ее в пользование крестьянским общинам на основах трудовой или потребительской нормы (по количеству рабочих рук в семье или едоков).

Среди тактических средств борьбы эсеры считали важнейшим индивидуальный политический террор, посредством которого, по их мнению, революционизировались массы и нагонялся страх на правительство. Для подготовки и осуществления террористических актов в 1901 г. была создана специальная группа — «Боевая организация» во главе с Г. Гершуни. В 1903 г. была совершена серия поку­шений на высших сановников правительства: были убиты два министра внутренних дел Д.С. Сипягин и В.К. Плеве, московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович (дядя царя). В мае 1903 г. «Боевую организацию» возглавил тайный агент полиции Е. Азеф. За 1905—1907 гг. эсеры провели более 200 террористических акций. В то же время эсеры стремились работать в массах, вести литературно-издательскую деятельность, агитацию и пропаганду Численность ПСР на начало 1907 г. составила более 65 тыс. человек. Поскольку среди рядовых эсеров значительную часть составляли выходцы из крестьян (более 45 %), эсеров называли крестьянской партией.

В 1905—1907 гг. эсеры поддержали курс на вооруженное восста­ние против самодержавия: произошло их сближение с большеви­ками. В советской историографии это сближение получило назва­ние большевистской тактики «левого блока». В начале 1907 г. между ними было заключено соглашение о совместной тактике по выбо­рам во II Государственную думу. Это был единственный случай участия эсеров в выборах, так как, стремясь к вооруженному свер­жению самодержавия, они считали невозможной парламентскую деятельность.

К революционному лагерю принадлежали и многочисленные анархистские организации. Анархизм проповедовал ничем не ог­раниченную свободу личности, уничтожение частной собственно­сти, эксплуатации, государства в любых формах. Наиболее извест­ными были анархистские организации «Бунтарь», «Черное знамя», «Хлеб и воля». В декабре 1904 г. при участии основателя движения П.А. Кропоткина (1842—1921) была сделана попытка создать общую программу. Главной целью объявлялась «социальная револю­ция, т.е. полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом». Последователи Кропоткина анар­хисты-коммунисты (хлебовольцы) первоочередной задачей побе­дившей революции считали экспроприацию всего, что служит экс­плуатации: земли, орудий производства и средств потребления. В аграрном вопросе они выступали за передачу всей земли тем, кто ее сам обрабатывает, но не в личное владение, а общине. По модели анархо-коммунизма будущее общество — это союз или федера­ция вольных общин (коммун), объединенных свободным догово­ром, где личность, избавленная от государственных оков, получит неограниченные возможности для развития.

В практической деятельности сторонники анархии отдавали предпочтение террору и экспроприации, не исключая и агитаци­онно-пропагандистские мероприятия, участие в забастовках, во­оруженном сопротивлении полиции.

Партии либеральной ориентации провозгласили привержен­ность таким основным либеральным ценностям, как демократиче­ские права и свободы личности; конституционное, правовое госу­дарство; рыночная экономика с безраздельным господством частной собственности и свободой предпринимательства. Среди партий либерального направления ведущими были Конституцион­но-демократическая партия и «Союз 17 октября». Обе партии при­знавали только один метод модернизации России — ее реформи­рование «сверху».

Конституционно-демократическая партия (кадетов) организа­ционно оформилась в период высшего подъема революции 1905-1907 гг. на основе двух либеральных организаций — «Союза осво­бождения» и «Союза земцев-конституционалистов» и заняла прочные позиции на левом фланге российского либерализма. Ее учредительный съезд состоялся в октябре 1905 г. в Москве. Лиде­ром кадетской партии, ее главным теоретиком и стратегом был ученый-историк П.Н. Милюков (1859—1943).

Считая капитализм оптимальным вариантом общественного прогресса, кадеты с наибольшей полнотой и последовательностью отразили в ней тенденции капиталистического развития страны на обозримую историческую перспективу. Основные положения про­граммы сводились к установлению конституционно-монархичес­кого строя с разделением законодательной, исполнительной и су­дебной властей; созданию ответственного перед Государственной думой правительства; коренной реформе местного самоуправления, суда. Кадеты выступали за введение в России всеобщего избира­тельного права, соблюдение всех политических прав и свобод лич­ности, отмену сословных привилегий, признание права рабочих на стачки и 8-часовой рабочий день.

Не признавая права наций на политическое самоопределение. кадеты ограничивались требованием культурно-национального са­моопределения, что означало в их понимании использование наци­ональных языков в образовании, книгоиздании, судопроизводстве.

Кадеты выступали за введение всеобщего бесплатного и обяза­тельного обучения в начальной школе; уничтожение всех ограни­чений при поступлении в школу, связанных с полом, националь­ностью и вероисповеданием, автономию университетов, свободу преподавания в высшей школе, свободную организацию студенче­ства; устройство органами местного самоуправления общеобразо­вательных учреждений для взрослых, народных библиотек; разви­тие профессионального образования.

Основным методом осуществления своей программы кадеты выбрали тактику давления на правительство через легальные сред­ства и прежде всего через Государственную думу. Основной соци­альной базой кадетской партии стала интеллигенция (90% ее со­става) — городская и земская.

В годы первой российской революции влияние партии кадетов было значительным. Они не настаивали на железной партийной дисциплине. В 1905—1906 гг. численность партии, по разным ис­точникам, составляла от 50 до 100 тыс. человек.

«Союз 17 октября» (октябристы) представлял собой консерва­тивное крыло либерального движения. Организационно Союз на­чал оформляться в ноябре 1905 г. из умеренной части земского оппозиционного движения после издания Манифеста 17 октября 1905 г. I съезд партии состоялся в Москве в феврале 1906 г. Ее признанным лидером стал А.И. Гучков (1862—1936). Государствен­ное устройство Российской империи им виделось в наследствен­ной конституционной монархии с Государственной думой. В реше­нии национального вопроса октябристы не смогли выйти за пределы узконационалистической, великодержавной точки зрения и исходили из необходимости сохранения «единства и нераздель­ности Российского государства», «его исторически сложившегося унитарного характера». Исключение было сделано только для Фин­ляндии: за ней признавалось право на автономное государственное устройство. За другими народами октябристы не признавали даже права культурной автономии, хотя выступали за улучшение быта и культуры народов России. Требования партии в области граждан­ских прав содержали традиционный для либеральной партии перечень положений, включавший свободу слова, собраний, совести, неприкосновенность личности и жилища; торговли, приобретения собственности и свободы распоряжения ею.

Экономическая часть программы октябристов была более уме­ренной, чем у кадетов. Так, они отстаивали частную собственность как основу экономики, оговаривая частичное отчуждение поме­щичьей земли как самый крайний случай, при этом с обязательным вознаграждением владельцев. В рабочем вопросе партия вы­ступала за сокращение рабочего дня, страховое законодательство, повышение культурно-образовательного уровня и улучшение бы­товых условий жизни рабочих, но за ограничение права рабочих на стачки. В целом программа «Союза 17 октября» отражала интересы крупной торгово-промышленной и финансовой буржуазии, капи­тализированных помещиков и выступала за эволюционный путь развития, сочетавший экономическую модернизацию с умеренны­ми политическими реформами. Это объяснялось социальным со­ставом партии. В нее вошли верхи московской буржуазии, поме­щики, сумевшие перевести свои хозяйства на капиталистические рельсы, высокооплачиваемые торгово-промышленные служащие, чиновники, отставные военные. Численность партии в 1906 г. со­ставила 50—60 тыс. человек.

Монархическо-традиционалистский лагерь в событиях 1905— 1907 гг. поддерживали правые партии и организации, выступавшие за восстановление и укрепление «исконных русских начал». Они объявили себя защитниками самодержавия от революционных посягательств и провозгласили классические имперские лозунги: «За веру, царя и Отечество!», «Православие, Самодержавие и На­родность!», «Россия для русских!». Обобщенное название партии консервативно-охранительного направления — черносотен­цы. Черносотенцы предпочитали именовать себя «истинно русски­ми», «патриотами», «монархистами».

Самой крупной из черносотенных партий был «Союз русского народа», созданный в ноябре 1905 г. в Петербурге. К весне 1907 г. Союз выдвинулся на первые роли в черносотенном движении. К концу 1907 г. общая численность черносотенцев достигала при­мерно 410 тыс. человек. Среди многочисленных лидеров монархи­ческого движения наибольшей известностью пользовался один из учредителей «Союза русского народа» В.М. Пуришкевич (1870— 1920).

Значительная часть руководителей черной сотни принадлежала к интеллигенции. Это были преподаватели, врачи, юристы, инже­неры. Председателем Главного совета «Союза русского народа» был детский врач, доктор медицины А.И. Дубровин.

В уставе «Союза русского народа» было подчеркнуто, что члена­ми Союза могли быть «только природные русские люди обоего пола, всех сословий и достояний», т.е. Союз провозгласил себя неклассовой, русской национальной организацией. В программе был выражен социальный идеал партии — патриархальная сослов­ная Россия во главе с самодержавным монархом. Православие признавалось основой всей русской жизни и являлось государст­венной религией. Самодержавие рассматривалось незыблемым, а царь как высшая правда, закон и сила.

В программе по национальному вопросу содержался пункт о единстве и неделимости России: ни о какой автономии не могло быть и речи. Провозглашалось, что «русская народность, как соби­рательница земли Русской и устроительница Русского государства, есть народность державная, господствующая и первенствующая». Главным стержнем черносотенной идеологии был антисемитизм.

По социальному составу «Союз русского народа» был довольно пестрым. В руководстве преобладали представители интеллиген­ции, дворян-землевладельцев, духовенства. Среди рядовых членов было немало крестьян, рабочих, городских мещан: мелких лавоч­ников, торговцев.

В борьбе с революционным движением черносотенцы исполь­зовали как легальные, так и нелегальные методы. Идеологическая установка черносотенцев была на редкость простой: все беды Рос­сии происходят от революционеров-интеллигентов и инородцев, стремящихся развалить империю. Они создавали боевые дружины для защиты порядка и законности, которые стали затем организа­торами погромов и индивидуального террора.

Правые националисты, как правило, не принимали Манифест 17 октября. Черносотенцы относились отрицательно к рыночно-капиталистической модернизации, видя в ней измену «особому пути» российской истории, выступали против Государственной думы, предлагая вместо нее законосовещательный орган в лице Земского собора из представителей «истинно» русских людей.

Думская монархия

 

В дни московского вооруженного восстания был издан указ о выборах в Государственную думу. Она избиралась на 5 лет. Все население страны делилось на четыре избирательные курии: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: избирательных прав лишались женщины, воен­нослужащие, рабочие мелких предприятий, молодежь до 25 лет, некоторые национальные меньшинства. Выборы не были равны­ми; нормы представительства устанавливались по ясно выраженным классовым признакам: один голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуа, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Вы­боры были не прямые: для крестьян — четырехстепенные, для рабочих — трехстепенные, для буржуазии и дворян — двухстепенные. При всех этих условиях большинство в Думе должно было остаться за представителями крестьянства: оно избирало 42% депутатов (по­мещики — 32%, горожане — 22, а рабочие — 3%). Это был созна­тельный шаг правительства: с одной стороны, оно тешило себя надеждой на традиционную крестьянскую веру в «доброго царя», а с другой — пыталось таким образом отвлечь крестьян от революции.

В феврале-марте 1906 г. структура власти в России была уточне­на, что предоставляло самодержавию способ сосуществования с Думой. Стремясь ограничить права Думы, император реорганизо­вал Государственный совет, превратив его во вторую палату, также наделив его законодательными правами: для представления зако­нопроекта царю требовалось его утверждение как Думой, так и Государственным советом. Государственный совет состоял из пред­ставителей, ежегодно назначавшихся царем, и выборных членов (преимущественно от крупных землевладельцев), а также по не­скольку представителей от православного духовенства, торгово-промышленной буржуазии, Академии наук и университетов. Им­ператор сохранил всю полноту власти по управлению страной: правительство было ответственным только перед ним; он назначал и увольнял министров, руководил внешней политикой (объявлял войну и заключал мир), армией и флотом; в перерывах между сес­сиями Думы имел право издавать законы и распускать Думу до истечения срока ее полномочий.

В апреле были приняты «Основные государственные законы Российской империи». Они в совокупности означали, что Российская империя перестала быть классической самодержавной монар­хией, каковой она была на рубеже веков. Появление в России пер­вого парламента — Думы, несмотря на значительные ограничения в ее деятельности, было огромным шагом вперед в превращении абсолютной монархии в монархию ограниченную, конституцион­ную. Но дальнейшие события показали, что классической консти­туционной монархией страна не стала.

В феврале-марте 1906 г. состоялись выборы в I Государственную думу. Свою работу она начала 27 апреля. На торжественном откры­тии присутствовал Николай II. Из политических партий победу одержали кадеты, получившие 34% общего числа депутатских мест (153 из 448). Беспартийные крестьянские депутаты, объединивши­еся в Думе во фракцию так называемых трудовиков, составили относительное большинство — 107 депутатов. Крайне левые, рево­люционно-социалистические партии (большевики и эсеры) бойкотировали выборы, надеясь на новую революционную волну. Тактика бойкота, принятая в обстановке спада революции, была в этих условиях малоэффективна. Таким образом, в 1 Думе кадеты пред­ставляли самую левую оппозиционную силу. Октябристы получи­ли лишь 13 мандатов. Правые партии — ни одного. Первым председателем Думы был избран кадет, профессор римского права С.А. Муромцев. Большинство комиссий Думы также возглавили кадеты.

Центральное место в думской деятельности занял аграрный вопрос. Оказалось, что надежды правительства на крестьянских депутатов не оправдались: беспартийные трудовики оказались ле­вее кадетов. Крестьяне, не получив помещичьей земли от царя, пришли в Думу с идеей передела земли и ради этого были готовы поддержать любые политические силы, обещавшие немедленное отчуждение частновладельческих земель. Общим настроением дум­цев было противостояние правительству. Но власть не была едина. Так, С.Ю. Витте допускал отчуждение части помещичьих земель за выкуп в пользу крестьян, что в принципе не нарушало право част­ной собственности, но большинство министров были решительно против: I Дума уже имела дело с новым Советом министров во главе с И.Л. Горемыкиным. Правительство Горемыкина фактичес­ки игнорировало Думу, что еще более усиливало радикализм депу­татов.

Фракция трудовиков в своем законопроекте потребовала создать «общенародный земельный фонд» из казенных, удельных и част­новладельческих земель с последующим их распределением по тру­довой норме между земледельческим населением. Часть трудови­ков предлагала еще более радикальную программу: немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и провоз­глашение ее (вместе с недрами и водами) общей собственностью всего населения России. Правительство отказалось обсуждать во­прос о земельном переделе. Несмотря на шедшие в это время переговоры с кадетскими и октябристскими лидерами об их вступ­лении в состав кабинета, правительство обвинило думцев в «раз­жигании смуты» и царским указом от 9 июля 1906 г. распустило Думу. Таким образом, I Государственная дума просуществовала всего 72 дня.

Правительство опасалось, что роспуск Думы приведет к волне­ниям, но этого не произошло. 178 депутатов, уехавших в Выборг, выразили свое несогласие с роспуском Думы и приняли Выборг-ское воззвание, в котором призвали народ к кампании граждан­ского неповиновения: неуплате налогов, отказу от призыва на во­енную службу и другим акциям. Выборгское воззвание не произвело большого эффекта, но правительство Горемыкина было вынуждено уйти в отставку. Новым председателем Совета министров (с сохранением поста министра внутренних дел) был назначен довольно молодой и энергичный П.А. Столыпин (1862—1911).

Его деятельность началась в условиях обострения революцион­ных событий в стране летом 1906 г. Он опубликовал правительст­венную программу реформ, в которой определялись две основные задачи:

1) успокоить страну путем чрезвычайных мер и даже объявле­ния в некоторых районах империи военного положения с введени­ем военно-полевых судов;

2) немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать проведе­ние аграрной реформы. Одновременно было объявлено о намерении правительства подготовить законопроекты по превращению России в правовое государство с их последующим обсуждением в новой Думе: о свободе вероисповедания, гражданском равнопра­вии, реформах местного самоуправления и высшей и средней шко­лы, введении всеобщего начального обучения и улучшении мате­риального положения народных учителей, полицейской реформе и др.

В феврале 1907 г. открылась II Государственная дума. В целом по своему составу II Государственная дума оказалась еще более левой, чем предыдущая, так как, отказавшись от тактики бойкота, в выборах приняли участие и революционные партии — социал-демократы и эсеры. Кадеты потеряли большинство и уже не были в Думе господствующей силой. Больше всего голосов получили трудовики. Отказавшись от блока с кадетами, на который пошли меньшевики, большевики проводили тактику левого блока с тру­довиками, эсерами, энесами: левое крыло Думы усилилось. Также усилилось и правое крыло: в Думе появились правые националис­ты. Хотя они были в значительном меньшинстве, но оказались очень активны на думской трибуне. Председателем II Государст­венной думы стал правый кадет Ф.А. Головин.

Правительство предложило на рассмотрение Думы законопро­екты о неприкосновенности личности, свободе вероисповедания. упразднении земских начальников, расширении прав земских ор­ганов самоуправления — все то, о чем в предреволюционный пе­риод либералы могли только мечтать. Но в центре внимания Думы по-прежнему стоял аграрный вопрос. Дума отказалась обсуждать, а тем более утверждать указ от 9 ноября 1906 г. о разрушении общи­ны, хотя правительство уже активно проводило его в жизнь. Зна­чительное число крестьянских депутатов требовали национализа­ции всей земли и передачи ее крестьянам. В такой обстановке провести через Думу столыпинский закон было для правительства немыслимо. Учитывая, что революционная активность уже ослабе­ла, в правительстве созрело решение распустить II Государственную думу и созвать с помощью изменения закона о выборах но­вую, более покорную. Повод для роспуска Думы нашелся. Обвинив депутатов социал-демократов в подготовке военного заговора про­тив существующего государственного строя, Столыпин потребовал лишения их депутатской неприкосновенности. Дума ответила об­разованием специальной комиссии для разбора дела. Не дожида­ясь итогов ее работы, 3 июня 1907 г. был обнародован царский Манифест о роспуске II Государственной думы и изменении Поло­жения о выборах. II Государственная дума проработала 102 дня. Это событие вошло в историю под названием «третьеиюньского государственного переворота», положившего конец революции 1905—1907 гг. Дело в том, что это Положение противоречило ос­новным законам империи, так как изменить избирательный закон можно было только с согласия Думы. Роспуск II Государственной думы сопровождался арестом депутатов социал-демократов: одни из них попали на каторгу, другие — в ссылку. Первая российская революция закончилась. Россия вступила в новую полосу своей истории.

Оценивая первый опыт работы российского парламента, необ­ходимо отметить, что открытый и гласный порядок обсуждения и принятия законов, контроль, хотя и усеченный, за государствен­ными финансами и действиями правительства, звучащие в Думе критические речи в адрес властей — все это способствовало поли­тическому просвещению народа, активизации его общественной деятельности, развитию демократических традиций решения важ­нейших государственных вопросов. Дума была центром легальной политической борьбы. Именно в свете думской тактики выявля­лись ошибки и заблуждения партий, являвшиеся следствием слож­нейшей обстановки, противоречивости экономического развития страны и расстановки социально-политических сил.

 

 

Следующая лекция

Словарь

  Оглавление  

                                       

Hosted by uCoz