|
|
17 марта 1714 г.
|
|
Обор фискалу [1] быть при государственном правлении да с ним же быть фискалом четырем человеком: в том числе двум из купечества, которыя б могли купеческое состояние тайно ведать. А в губерниях во всякой при губернаторском правлении быть по четыре человека, в том числе провинцыал фискал, из каких чинов достойно, также и из купечества. А в городах во всех, смотря по препорции города, быть по одному и по два человека. Действие же их сие есть - взыскание всех безгласных дел [2] то есть: 1. Всякие преступления указом. 2. Всякие взятки и кражу казны и прочее, что во вреду государственному интересу быть может, какова б оное имяни ни было. 3. Тако ж и прочия дела народныя, за которых нет челобит- ника, например, ежели какова приезжаго убьют, или наследник последней в своей фамилии во младенчестве умрет без завету духовной предков [3] ево, и протчия тому подобныя безгласныя дела иже не имеют челобитчика о себе. 4. Во всех тех делах фискалам надлежит только проведывать и доносить и при суде обличать, а самим ничем ни до кого, также и в дела, глас о себе имеющия, отнюдь ни тайно, ни явно ни касатца, под жестоким штрафом или разорением и ссылкою (смотря по делам, чего будет достоин), також, как в писмах, так и на словах в позыве всякого чина людем бесчестных и укорительных слов отнюдь не чинить. 5. Буде же фискал на кого и не докажет всего, то ему в вину не ставить (ибо невозможно о всем оному акуратно ведать); а буде ни в малом ни уличит, но все доносы его будут неправы, однакож, ежели оной то учинил ни для какой корысти или злобы, то взять штраф с него такой легкой, чтобы впредь лутче осмотряся доносил. 6. Буде же фискал какой ради страсти или злобы затеет и перед судом подлинно и истинно от того, на кого то взвел, обличен будет, то оному, яко преступнику, то ж учинить, что довелось было учинить тому, если б по его доносу подлинно виноват был. 7. Також, ежели фискал знает или проведает за кем какое хищение и кражу казны и протчего, а на оного, изо взятку или для дружбы не известит, и за то (если подлинно сыщется), учинить над ним то ж, чего винный достоин будет. 8. О всех оных делах (о которых фискалы должны проведывать тайно и явно), взыскание иметь и доносить обор фискалу и с ним будучим, при главном правлении и в самых нужных делах и самому царскому величеству. А провинцыал фискалом с товарищи в губерниях губернаторам, а прочим фискалом в городах обор комендантом и комендантом. А буде обор коменданты и коменданты по доносам фискалским правого розыску чинить не будут, и о том городовым фискалом писать к провинцыал фискалу, а ему доносить губернатору. А будет губернатор или вице-губернатор розыск чинить и будет неправой же или сам впадет в какое погрешение, и о том провинцыал фискалу писать к обор фискалу с товарыщи, а ему доносить в Сенате. А опричь [4] такого порядка городовым фискалом самим, мимо провинцыал фискала, губернатором, также и провинцыал фискалам, мимо обор фискала, в Сенат, ни о чем не писать и не доносить, если за ними какой не усмотрят неправости. 9. И дабы в городах фискалы в проведывании всего вышеписанного действие б вели исправно: того для провинцыал фискалу, при губернском правлении будучему, надлежит той губернии городы объездить самому в год единожды и осмотреть состояния фискалов, где как оныя отправляются. И буде из фискалов кто явится в самом деле неприлежен и нерадетелен, и таковых от того чина отставливать, а на их место выбирать иных людей добрых и правдивых и, закрепя те выборы своими руками, объявить, где довлеет. Токмо из дворян молодых не принимать, и которые ныне такие есть, тем не быть, а быть немолодым. А имянно, от сорока лет и выше, кроме тех, которые суть из купечества. 10. В делах взыскание иметь с 1700 году, а далее не починать. И для того из всех указов, о которых с того году фискалы ведать пожелают, дать им копии, ради лутчего усмотрения. Тако же и впред давать со всяких указов копии ж. 11. И штрафных денег, которые по фискальским делам взяты будут, половину имать в казну, а другую разделить надвое, и одну часть из того отдать тому фискалу, через чье изыскание штрафные деньги взяты будут, а другую оставить на роздел общей провинцыал фискалу со всеми городовыми фискалы той губернии, из которой двадцатую часть отделя, присылать обор фискалу с товарыщи.
Российское законодательство X - XX веков. М., 1986. Т. IV. С. 174-176.
* Указ Петра I о фискалах (от слова фиск - казна) и о их должности и действии - подробно излагает права и обязанности данной категории чиновников. Ему предшествовал именной указ 5 марта 1711 г., где определялся порядок деятельности высшего государственного учреждения страны - Сената. Среди других вопросов указа 1711 г. находился и пункт о выборе главного чиновника, контролирующего деятельность государственных учреждений. Он назывался обер-фискалом, т.е. главным фискалом. В его задачу входили контроль за проведением в жизнь законов и должностных норм в ходе деятельности государственных учреждений, и прежде всего - суда и сбора и расходования государственных средств. В случае обнаружения злоупотреблений обер-фискал обязывался сообщать о них Сенату для принятия соответствующих мер. Кратко упоминалось в указе 1711 г. о том, что в распоряжении обер-фискала должно находиться несколько провинциал-фискалов, которые должны были осуществлять соответствующий контроль на местах по более конкретным вопросам. Указ 17 марта 1714 г. рассматривал вопрос о системе фискалитета более подробно и конкретно. Должность обер-фискала учреждалась при Сенате. Установлен был штат чиновников данного ведомства. Важно отметить, что на должность фискала изначально предполагалось назначать чиновников вне зависимости от их происхождения и знатности ("какого чину ни есть" по формулировке указа 1711 г. и "из каких чинов достойно" в указе 1714 г.). Тем самым предполагалось, что новые чиновники, независимые от администрации центральных и местных учреждений и подотчетные только Сенату, будут осуществлять функции контроля вне влияния окружающей бюрократической среды. Указ 1714 г. прямо устанавливает наличие двух фискалов из купеческой среды, в их обязанность входит контроль за деятельностью купцов. Таким образом, задуманная система контроля распространялась как на государственные учреждения, так и на систему торгово-рыночных отношений. В указе перечислялись виды преступлений, о которых новые чиновники- контролеры должны были немедленно сообщать властям. Определение понятия преступления как действия, наносящего вред и причиняющего убыток государству, получило дальнейшее развитие в петровском законодательстве. Неподтвердившийся донос фискалов, вызванный недостаточной осведомленностью, наказывается небольшим штрафом с тем, чтобы впредь "лучше осмотряся доносил". Настойчивость, с которой власти ведут борьбу с должностными преступлениями, стремятся создать особую службу наблюдателей, предотвращающих коррупцию и нарушения законов, сама по себе характерна. Это было связано с тем, что зло стало достаточно распространенным. Введение фискалитета - лишь одна из мер по борьбе с ним. Наряду с этим в законодательстве петровского времени предусматривается нормирование деятельности учреждений, введение коллегиальности в их работу, личный контроль царя за многими сторонами управления. Неограниченная власть абсолютного монарха имела, однако, лишь ограниченные средства в борьбе с злоупотреблениями. Среди них главным был контроль за деятельностью учреждений и жестокие наказания за злоупотребления служебным положением. Большое внимание уделяется властями созданию фискалитета и прокуратуры как контрольных учреждений. При Петре фискалитет и прокуратура (учрежденная в 1722 г.) сосуществовали и дополняли один надзор другим, что было предпосылкой для создания в дальнейшем прокуратуры, совмещающей в себе и надзирательные, и карательные функции. Решив сформировать специальную систему организованного контроля, Петр вынужден был, однако, постоянно создавать новые и новые, параллельные и следующие друг за другом системы проверок. Так, учредив в 1711 г. институт фискалов при Сенате, монарх вынужден был последовательно создавать должности обер-фискалов при сенате, коллегиях, в провинциях и городах. Недостаточная действенность и надежность фискалитета привела затем к формированию особого института прокуратуры как контрольного учреждения.
1. Обор фискал - обер-фискал, глава службы фискалов. Фискалитет являлся контрольным органом Сената и поэтому обер-фискал состоял при Сенате. 2. Безгласные дела - дела, проходящие по разряду латентной (скрытой) преступности. Под ними подразумевались в первую очередь взятки и кража казны. К безгласным делам также относились гражданские и уголовные дела, где не существовало лиц, способных возбудить дело или подать жалобу. Например, в случае со смертью истца или наличия только малолетних наследников имущества. 3. Завет духовной предков - завещание родственников. 4. Опричь - кроме, особо, сверх, отдельно.
|
|
Словарь |