ПО КОТОРОМУ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОЛЛЕГИИ, ТАКОЖ И ВСЕ ОНЫХ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К НИМ КАНЦЕЛЯРИЙ И КОНТОР СЛУЖИТЕЛИ НЕ ТОКМО ВО ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НО И ВО ОТПРАВЛЕНИИ ЧИНА СВОЕГО ПОДДАННЕЙШИЕ ПОСТУПИТ ИМЕЮТ*
28 февраля 1720 г.
|
|
Понеже [1] е.ц.в. [2], всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемиловестивейше намерение восприяти изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения и изчисления своих приходов и поправления полезной юстиции и полиции (то есть в расправе судной и гражданстве), такожде ради возможного охранения своих верных подданных, и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради приращения рудокопных заводов и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие государственные коллегии учредить, а именно: Иностранных дел, Камор, Юстиции, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур-коллегии. И во оных президентов, вице-президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярских и конторских служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради е.ц.в. запотребно разсудить изволили, всем в вышеписанных государственных коллегиях обретающимся высоким и нижним служителем обще, и каждому особо, сим Генеральным регламентом в известие, и вместо генеральной инструкции (наказа) всемилостивейшее свое повеление в нижеписанных главах объявить.
Государственных коллегий члены, також и прочие чины гражданские обще, и каждый особо имеют, паче [3] всего е.ц.в. и ея величеству государыне царице, и высоким наследникам, верные, честные и добрые люди и слуги быть, пользу и благополучие их всяким образом и по всей возможности искать и споспешествовать, убыток вред и опасность отвращать, и благовременно о том объявлять, како сие честным людям и подданным е.ц.в. пристойно и принадлежит, и они в том пред богом и его величеством собственною своею совестию и пред всем честным светом ответ дать могут. Чего для каждый, высокий и нижний служитель, особливо как письменно, так и словесно, в том присягою обязатися имеет сицевым образом. (Далее приводится текст присяги.)
Понеже все государственные коллегии, токмо под е.ц.в. особливым, також и Правительствующего сената, указами обретаются; буде же Сенат о каком деле что повелит, коллегиум усмотрит, что то е.в. указал, и высокому интересу противно, то государственному коллегиуму не должно того вскоре исполнять, но имеет в Сенате о том надлежащее письменное предложение учинить. И ежели Сенат, не взирая на оное, при прежнем своем определении пребудет, то Сенат в том ответ дать повинен, а коллегиум, по письменному указу сенатскому исполнять, и потом е.ц.в. об оном донести должен, а ежели не известит, то коллегиум вся подвержена будет тому наказанию, по силе вреды. Того ради позволяет е.ц.в. всякие указы в Сенат и в коллегии, також и из Сената в коллегии ж отправлять письменно; ибо как в Сенате, так и в коллегиях словесные указы никогда отправляемы быть не надлежат.
Коллегиям сидение свое иметь во всякой неделе, кроме воскресных дней, и господских праздников, и государских ангелов [4], в понедельник, во вторник, в среду, пятницу, а в четверток обыкновенно президентам в сенатскую палату съезжаются, в самые кратчайшие дни в 6 часу, а в долгие в 8 часу и быть по 5 часов. А ежели важные дела случатся, которые умедлены быть не имеют, но вскоре окончены, то долженствует по изобретению дел и обстоятельств, или всему коллегию, или некоторым членам, по определению от коллегий, несмотря на помянутое время и часы, съезжаться и те дела отправлять; а канцелярским служителям, кроме помянутых воскресных дней и господских праздников, сидеть во вся дни, и съезжаться за час до судей [5]. Приказных же людей приезд и выезд определяются от президента и других членов, смотря поделу, а за час недосидения неделя вычета жалованья.
Всякий президент должен все указы е.в. и Сената, которые надлежит быть письменные и зарученные, а не словесные, неотложно исполнять, и оным две записки иметь, которые вершены и действом исполнены, те вносить в книгу; а те, которые не вершены или вершены, а действом не исполнены, тем держать роспись на столе, дабы непрестанно в памяти было. Толкование. Дела разумеются, о которых надлежит письменный указ, те, которые в действо производить, а не те, которые к сочинению действа надлежит. Например, надлежит собрать деньги или провиант, тогда и словами приказать мочно, чтоб о том сетовали, как то чинить; но когда положат, тогда доложить, так ли быть, и когда опробуется, тогда не производить в дело без письменного указа. И чтоб как возможно оные скорее исполнить, а именно: не более недели времени, ежели скорее нельзя. Буде же которые государственные дела будут требовать справок с губерниями и с провинциями, давать срок до губерний и провинций на проезд в один путь, на сто верст по два дни, а по возвращении по тому ж. А в губерниях и провинциях в оных исправляться, не отлагая ни за чем ни малого времени, как скоро возможно; а более месяца отнюдь не продолжать. А буде в такой срок и справится будет не мочно, то из тех губерний и провинций, не допуская до того срока, писать именно, зачем оного исправить будет не мочно, и на исправлении оного дается еще сроку две недели; а больше того, а именно: шести недель, отнюдь не продолжать и по получении тех выправок, те дела вершить по тому ж в неделю, под наказанием смертным, или ссылкою на галеры, и лишением всего имения по силе дела и вины. А челобитчиковы всякие дела по выправкам вершить по реэстру безо всякого молчания как возможно, а далее шти месяцев, как о том именным его величества указом поведено декабря, 8 дня, 1714 года, отнюдь не продолжать под наказанием. Ежели далее сего положенного срока, кто без законной причины волочить станет, то наказан будет за каждый день по 30 рублей, ежели убытки от того кому не учинились, а ежели убыток учинился, то оной вдове доправить в первой другой раз, а в третий, яко преслушатель указа, наказан быть имеет.
Коль скоро коллегиум в вышеупомянутое время и часы соберется, хотя и не все, но большая часть членов, то доносит и чтет секретарь все в надлежном порядке, а именно, ниже писанным образом: перво публичные государственные дела, касающиеся е.ц.в. интереса, потом приватные дела [6]. При обеих таких управлениях, должность чина секретарского в том состоит, что ему на всех приходящих письмах и доношениях номеры подписывать, и на их числа, когда поданы, приписывать, и об оных без всякого подлога, или пристрастия, по номерам и числам доносить, разве когда дела такие между прочим случаются, которые остановки иметь не могут, но вскоре отправлены быть имеют, и в таком случае порядок оной отставить, и об тех наперед доносить надлежит, которые нужнее. Тако же и в челобитчиковых делах, которые дела и старшее по реэстру написаны, а истца и ответчика в надлежащее время не прилулучится, а по другим делам, которые и после в реестре написаны, прилучатся истец и ответчик, то окончив государевы, немедленно и их дела по вышеписанному порядку докладывать, а не выбором, дабы оных долго не волочит, но как скоро возможно отправить. Ежели же кто против сего поступит и пренебрежет, тот наказан будет денежным штрафом; а ежели от кого кому какой вред, или убыток учинится, то оной на них доправить, как в четвертой главе изображено. А в государственных делах, и то за действительно принимается, от чего б убыток или вред случиться мог, хотя его и не было.
Когда предложение учинено будет, то по вышеписанному порядку от нотариуса одно по другом в протокол записывается, и потом во всем коллегии каждое дело обстоятельно обсуждаются, и наконец, не впадая один другому в речь, голоса свои дают, и множайшему числу голосов следует; а ежели голоса равны, то оным следовать, с которыми президент соглашается. При сем каждый член по своей присяге и должности обязан, пока о котором деле рассуждают, мнение свое свободно и явственно объявлять, по правому своему разумению и совести, невзирая на персону, так как в том пред е.в. самим богом ответ дать может, и ради того никто при мнении своем с умысла, упрямства, гордости, или другого какого вида остатися не имеет. Но ежели от другого мнения, которое добрые основания и резоны имеет, усмотрит оным следовать должен: такожде каждому члену свобода дается, ежели голосом его принят не будет, а он к интересу е.ц.в. благооснованным и полезным быть разсудит, чрез нотариуса в протокол велит записать. А наипаче [4] надлежит того смотреть, ежели дела сомнительные, а какого разъяснения требуют, чтоб не скоро спешить вершением, но по изобретению дела и обстоятельства напредь: или Сенату докладывать, или справиться, откуда надлежит; и когда сие все учинится, голоса даны и собраны будут, то вершение из того учинено, и такое явственно от слова до слова нотариуса в протокол внесено, и потом для отправления в канцелярию и конторы отданы быть имеют (куда каждое дело надлежит, о чем потом в надлежащем месте упомянуто будет), впрочем надлежит все голосы снизу собирать, и порядком дела вершить, и резолюцию крепить всем; а по оным резолюциям отправляемым указы только прилучившимся в коллегии подписывать; за непорядочное даяние голосов, под наказанием против третьей главы, за каждую проступку. Ежели же кто с упрямства, или неправды правдивым голосам не последует и ежели следовать некому будет, а он правого своего голоса в протокол записать не велит, то повинны будут, ежели розыскное дело такому штрафу, как бы виноватый чему подлежал; а буде государственное дело, убытку только денежному принадлежащее, то вдвое доправить; ежели же криминальное, то також криминально наказаны будут по важности дела.
В коллегии не имеют президенты особливого труда, или надзирание, но генеральную и верховную дирекцию (или управление), а дела между советниками и асессорами тако разделятся, что каждому как из происходящих в коллегии дел определенная часть, так и над канцелярией и конторами, и над делами и трудами оных особливо надзирание дается, яко о том в партикулярных инструкциях коллегий пространно усмотреть можно; притом же должность президента и вице-президента есть накрепко смотреть, чтобы прочие члены коллежские о поверенных делах и в приказанном им смотрении с надлежащим старанием и прилежанием попечение имели; и буде президент усмотри, что некоторый из них мало разумен, или по должности чина его от слабости дела свои отправлять не может, то долженствует президент оное с надлежащими обстоятельствы в Сенате объявить, дабы в его место искуснейшего определить могли. А буде президент усмотрит, что некоторой из них коллежских членов в специальном его надзирании и делах нерадение показует, и президент о том ему вежливыми словами вспоминать и наказывать должен, дабы он впредь лучшее попечение и прилежности к службе е.ц.в. чинил; буде же оной от тех слов не исправится, то о его неисправности должен Сенату объявить; буде же из его нерадения, что в делах вредительная остановка учинится, и о том ему президенту учинить против 25 главы.
Политическая история России. Хрестоматия / Сост. В.И.Коваленко, А.Н.Медушевский, Е.Н.Мощелков. М., 1995. Ч.I. С. 180 - 185.
Комментарий
*Генеральский регламент - общий и главный устав, устанавливавший основные принципы деятельности новых государственных учреждений, созданных в ходе реформ административного управления 1718 и последующих годов. При разработке этого документа и регламентов отдельных коллегий были изучены материалы, относящиеся к устройству административных учреждений ряда европейских стран.
1. Понеже - ибо, потому что. 2. Е.ц.в. - его царское величество. 3. Паче - особенно, тем более, лучше. 4. Государские ангелы - речь идет о наиболее значимых церковных праздниках, так называемых двунадесятых (в году их было всего 12, не считая Пасхи): Рождестве Христовом, Крещении, Успении Богородицы и т.д., а также о праздновании именин - дней святых, соименных с императором и членами его семьи (тезоименитство). Например, для Петра I - это день апостолов Петра и Павла (29 июня), который объявлялся выходным. 5. Судьи - имеются в виду полноправные члены коллегий (президент, советники, асессоры и др.). Термин "судьи" употреблялся еще в XVII в. - так тогда называли бояр или дьяков, возглавлявших приказы. Сохранение этого термина свидетельствует о том, что Петру I не удалось при создании коллегий разделить судебную и административную власть, которые были неразделимы и в предыдущий период. 6. Приватные дела - дела по просьбам, жалобам (челобитным) частных лиц. 7. Наипаче - всего более, важнее, особенно.
|
|
Словарь |