УКАЗ ПЕТРА I

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СЕНАТА
И О ПЕРСОНАЛЬНОМ ЕГО СОСТАВЕ

 

 

22 февраля 1711 г.

 

Указ объявить последующей:

Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления:

Господин граф Мусин Пушкин,

Господин Стрешнев,

Господин князь Петр Голицын,

Господин К. Михаила Долгорукой,

Господин Племянников,

Господин К. Григорей Волконской,

Господин Самарин,

Господин Василей Апухтин,

Господин Мелницкой,

Обор-Секретарь сего Сената Анисим Щукин.

1.

Московскую губернию управлять и доносить Сенату Василью Ершову.

2.

На князь Петрова место Голицына Господин Курбатов.

3.

Вместо приказу Розрядного быть столу розрядному при вышеписанном Сенате.

4.

Також со всех губерней в вышеписанном суду для спросу и принимания указов быть по два комисара с губерний.

 

Российское законодательство X - XX веков. М., 1986. Т. IV. С . 172.

 

Комментарий

 

Указом 22 февраля 1711 г. был учрежден новый государственный орган - Правительствующий Сенат. В организации и деятельности Сената получили дальнейшее развитие принципы бюрократического управления. Но Сенат не сложился сразу в окончательном виде. С момента образования и до конца первой четверти XVIII в. его структура, порядок и круг деятельности подвергались значительным изменениям.

Некоторые авторы, как дореволюционные, так и советские, высказывали мнение, будто Сенат в первое время являлся чрезвычайным, временным органом и лишь впоследствии приобрел характер постоянного учреждения. Такая оценка Сената не соответствует его действительному положению, что справедливо отмечалось еще в 1911 г. А.Н.Филипповым. Хотя сам Петр 1 в указе 22 февраля 1711 г. говорит об определении Сената для отлучек наших, но эти слова указывали лишь на мотив, заставивший монарха прибегнуть к созданию нового учреждения. Дореволюционный исследователь К.А.Неволин усматривал здесь сохранившуюся древнюю традицию «российских государей на время отлучки... поручать столицу в ведение бояр, для того каждый раз назначаемых». Но это было лишь чисто внешнее обращение к традиции, имевшее целью в привычной форме объяснить подданным создание нового учреждения, которое принципиально не имело ничего общего с боярскими комиссиями XVII в.

Сенат не прерывал своей деятельности во время нахождения царя в столице. Возложенная на него компетенция не имела характера временных полномочий, а была рассчитана на многолетнюю работу. Он был постоянно действующим высшим государственным органом. Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, осуществляющего функции высшего органа государственного управления в стране.

Указом 22 февраля объем власти и компетенция Сената не были достаточно четко определены. В дальнейшем на Сенат Петр I возложил отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговли и другими отраслями государственного хозяйства. Таким образом, по характеру своих функций он был высшим судебным и управленческим учреждением. Сенат был также законосовещательным учреждением, которому принадлежало право постановки вопросов, требующих законодательного решения монархом.

 

Преамбула, статьи 1 и 2

Преамбула и первые статьи посвящены персональным назначениям.

 

Статья 3

В соответствии со статьей упразднялся Розрядный приказ, ведавший подбором и назначением на должности служилых лиц. Вместо него учреждался розрядный стол как внутреннее структурное подразделение Сената.

 

Статья 4

Связь Сената с губерниями осуществлялась через губернских комиссаров. Впоследствии к обязанностям этих комиссаров было отнесено наблюдение за исполнением и других распоряжений центральной власти.

 

 

 

Назад

Словарь

 

                                       

Hosted by uCoz