М.В.ШИЛОВСКИЙ*
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
СИБИРЬ И УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Казалось бы, сегодня уже опробовали и дискредитировали практически все мыслимые формы демократической организации общества: президентство, референдумы, разделение ветвей государственной власти, федеративный договор, региональное самоуправление и т.д. Оказывается, нет, осталось еще одно "чудо- оружие", которое, по мнению определенных политических сил, поможет стабилизировать положение дел в государстве, обеспечит принятие идеальной Конституции, оптимизирует отношения законодателей, правительства и президента. Читатель уже догадался, что речь идет об Учредительном Собрании (конституционной ассамблее). Его идея активно внедряется в общественное сознание. Выдвигаются самые разные предложения о порядке выборов и его полномочиях. Например, тезис о том, что оно должно быть собрано только для принятия Конституции, что его члены большей частью должны избираться народом (60%) частично делегироваться Верховным Советом (20%). А как обстояло дело раньше? Ведь в 1917 - 1918 годах в России уже пытались решить все политические проблемы с помощью этого инструмента. Попытаемся ответить на этот вопрос, используя сибирский материал, тем более что история выборов в Учредительное Собрание в Сибири до сих пор почти не изучена. Идея Учредительного Собрания, как представительного учреждения, собираемого для установления формы государственного устройства и выработки конституции, являлась одним из важнейших требований в российском освободительном движении XIX - начала XX веков. Первым о его необходимости заявили члены Северного общества декабристов. Ко времени окончания революции 1905 - 1907 годов лозунг Учредительного Собрания приобрел еще большую популярность и разделялся практически всеми либеральными и радикально-революционными политическими группировками. После Февральской революции позиции основных партий по данному вопросу несколько изменились. Большевики 27 февраля 1917 года первыми вновь выдвинули требование скорейшего созыва Собрания для закрепления на нем принципов не парламентской, а советской республики. Эсеры, энесы, часть меньшевиков также настаивали на его немедленном созыве, чтобы именно там решить ключевые вопросы революции: о земле, о мире, о государственном устройстве. С идеей созыва Собрания вынуждены были согласиться и кадеты. Однако их лидеры предлагали созвать его после окончания войны. Разъясняя позицию партии, В.Д.Набоков сказал: "Наивные люди могли теоретически представить себе это собрание и роль его в таком виде: собралось бы оно, выработало бы основной закон, облекло его всею полнотой власти для окончания войны, а затем разошлось бы... Это можно себе представить, но кто поверит, что так, в самом деле, могло случиться? Если бы до Учредительного Собрания удержалась какая-нибудь власть, то созыв его был бы, несомненно, началом анархии". Временное правительство, реализуя на практике установку кадетов, оттягивало сроки созыва Учредительного Собрания, но, не располагая реальной властью, вынуждено было отступить. Выборы первоначально намечаются на 17 сентября. Но 9 августа Временное правительство принимает постановление: " днем выборов в Учредительное Собрание назначить 12 ноября, а сроком созыва Учредительного Собрания - 28 ноября 1917 года. 25 мая начало работу Особое совещание из представителей различных политических партий по подготовке "Положения о выборах во Всероссийское Учредительное Собрание". Разработанные им пункты и разделы сразу же вводились в действие, а в случае возникновения разногласий последнее слово было за Временным правительством. Так произошло, например, при обсуждении вопроса о том, кому не давать избирательных прав. Члены Совещания отнесли к таковым психически больных, отбывающих наказание преступников, дезертиров (примерно три миллиона человек). Дискуссия развернулась по частной проблеме о наделении пассивным и активным (избирать и быть избранным) избирательным правом членов низвергнутого дома Романовых. Большинством голосов Особое совещание высказалось в пользу предоставления им избирательного права. Тогда эсеровская часть членов его во главе с будущим секретарем Учредительного Собрания М.Вишняком обратилась с апелляцией к Временному правительству, и оно лишило Романовых активного и пассивного избирательного права. Положение о выборах было, пожалуй, самым демократичным для того времени. Оно предоставляло активное и пассивное избирательное право всему гражданскому населению с 20-летнего возраста и военнослужащим с 18 лет. Право участвовать в выборах женщины имели тогда только в Австралии, Новой Зеландии, Норвегии, Дании, Финляндии и ряде штатов США. Что касается военнослужащих, то ни одна страна мира той поры не предоставляла своим солдатам и офицерам избирательных прав. Наконец, в России устанавливается самый низкий возрастной ценз. Перед созданием избирательных округов была определена оптимальная численность депутатского корпуса - 800 человек. При делении численности населения России на эту цифру получилось, что один депутат представляет в Собрании 200 тысяч жителей. Особое совещание дифференцировало эту пропорцию: в Европейской России один депутат избирался от 219 тысяч жителей, в армии - от 100 тысяч военнослужащих, для Сибири предоставлялась льгота: один депутат от 179 тысяч населения. Избирательные округа устанавливались в границах основных территориально- административных единиц того времени - губерний и областей. Своеобразной была система проведения выборов, отличная от современной российской. Предусматривалась пропорциональная система выборов по связанным спискам, составленным политическими партиями, движениями, общественными организациями. Таким образом, избиратель отдавал голос не за конкретного человека, а за список кандидатур от определенной политической партии, который составлялся жестко ранжированной. При подведении итогов голосования по избирательному округу учитывался процент голосов избирателей, отданных за каждый внесенный в бюллетень список. Например, Томская губерния, при численности населения 1,7 миллиона человек, в 1917 году должна была избрать в Учредительное Собрание девять депутатов. Следовательно, для избрания по любому списку одного кандидата нужно было, чтобы приблизительно 11% избирателей, принявших участие в голосовании, отдали голоса за этот список, и тогда стоящий в этом списке под номером один считался избранным. Если за список было подано 33% голосов, избранными считались трое первых в списке претендентов и т.д. Данное обстоятельство привело к долгой закулисной борьбе и открытым конфликтам при составлении списков кандидатур как внутри отдельных политических группировок, так и при заключении избирательных блоков. Борьба шла как раз за первые места в списках, особенно в тех случаях, когда не приходилось рассчитывать на массовую поддержку избирателей. Например, в Иркутске областникам-автономистам так и не удалось договориться по этому поводу с представителями Бурятского национального комитета (Бурнацкома), требовавшими первое место в объединенном списке и снисходительно оставлявшими остальные места компаньонам. В конце августа 1917 года начинает набирать обороты маховик предвыборной кампании. Различные политические группировки и партийные организации интенсивно ведут переговоры по поводу формирования избирательных списков кандидатов в депутаты Учредительного Собрания, составляются списки избирателей, разворачивается предвыборная агитация. Характерной особенностью для Сибири явилось запаздывание в темпах избирательного процесса по сравнению с европейской Россией. Завершение составления списков кандидатов попадало на начало ноября 1917 года. Во всех сибирских губерниях и областях выдвинули отдельные списки своих претендентов кадеты, меньшевики и эсеры. В шести округах из восьми (за исключением Акмолинской и Якутской областей) баллотировались народные социалисты и большевики (за исключением Тобольской губернии и Якутской области). В целом по избирательным округам были выдвинуты от четырех списков кандидатов (Якутия) до четырнадцати (Акмолинская область). Девять списков фигурировали на выборах в Забайкалье, по семь - в Алтайской, Енисейской, Иркутской губерниях, по шесть - в Тобольской и Томской. Как правило, увеличение числа списков кандидатов шло по территориям с многонациональным составом населения за счет выдвижения списков от различного рода национальных организаций - Якутского трудового союза федералистов, Бурнацкома, сибирских татар (мусульман) в Тобольской губернии. От пяти национальных организаций баллотировались претенденты отдельными списками в Омске (Апаш-Орда, татары, киргизские социалисты, немцы, мусульмане-демократы). Кроме того, отдельными списками выдвинули своих кандидатов старообрядцы (Забайкалье, Алтай), казаки (Забайкалье, Акмолинская область), кооператоры (Томская губерния). На результаты выборов в Сибири существенно повлияло то, была ли возможность у политических группировок вести агитационно-пропагандистскую работу среди населения, особенно сельского. И здесь преимущество было на стороне эсеров. В той же Томской губернии в 1917 году издавались 11 эсеровских газет, а всего в Сибири их выходило 44, не считая примерно вдвое большего числа изданий мелкобуржуазной направленности, где руководящие позиции принадлежали эсерам. Выборы в Учредительное Собрание прошли в Сибири 12 - 14 ноября 1917 года. Исключение составила Алтайская губерния, где из-за технической неготовности они были перенесены на 26 - 28 ноября и Акмолинская область, где по той же причине они состоялись лишь в конце декабря. Избирательная активность населения была разной, хотя исчерпывающей картины установить не удалось. Так, в Алтайской губернии из 872,5 тысячи избирателей проголосовали 694 тысячи (79,5%), в Тобольской - в голосовании приняли участие свыше 50%, в Томской - 83,7% избирателей. Пассивнее вели себя избиратели в городах. 12 ноября 1917 года, в первый день выборов, иркутский областник И.И.Серебренников записал в дневнике: "Выборы в Учредительное Собрание прошли сегодня тихо: избиратель шел не густо." Причем, наблюдалась следующая закономерность: чем меньше город, тем хуже явка на избирательные участки. Например, в Омске проголосовали 51,5% (20,6 тысячи из 40), в Бийске - 44%, а в Минусинске - 29,5% избирателей. В целом же по России в голосовании приняли участие примерно 45,5 миллиона человек, или 60 % занесенных в списки избирателей. Итоги выборов в Учредительное Собрание по Сибири выглядят следующим образом:
Для сравнения: по России из трех основных групп политических партий - большевики получили 22,5%, мелкобуржуазные партии (эсеры, энесы, меньшевики) - 60,5% (в т.ч. эсеры 55%), буржуазно- либеральные - 17% голосов. Членами Собрания от Сибири стали (без данных по Акмолинской области) 39 эсеров, два большевика, два представителя национальных организаций (Бурнацкома и Якутского трудового союза федералистов). Избранными оказались видные сибирские эсеры Б.Д.Марков, М.Ф.Омельков, П.Я.Михайлов. М.Я.Линдберг, П.С.Суханов, В.Г.Архангельский, М.А.Кроль, Н.В.Фомин, Е.Е.Колосов, М.Б.Шатилов, А.А.Девизоров и другие. Убедительная победа эсеров объясняется результатами голосования в деревне, где проживало 89% всего населения региона. Так, в Кузнецком уезде Томской губернии за них проголосовали 90,7%, в Новониколаевском - 95,2%, в Каинском - 89,2%, в Мариинском - 88,6% избирателей. Крестьянству импонировала, прежде всего, эсеровская аграрная программа. Ее составным элементом являлось требование ликвидации частной собственности на землю и запрещение ее купли-продажи. Предусматривалось также, что "земля должна быть без выкупа передана в ведение народа и в пользование тех, кто на ней трудится своим трудом - обществами, кооперацией или единолично на уравнительно-трудовых началах." Несколько иные результаты дало голосование в городах, где, за исключением Новониколаевска (здесь за эсеровский список проголосовали 66,4 %, за большевиков - 11,7%, кадетов - 10,5% избирателей), явного преобладания не получил ни один избирательный список. Например, в Томске за большевиков отдали голоса 12967 избирателей, кадетов - 6312, эсеров - 7418; в Иркутске соответственно: 11143. 9908, 5669; в Тобольске кадеты собрали 48,2%, эсеры - 25,5%, меньшевики - 10% голосов (большевистского списка в Тобольской губернии не было). Эти данные показывают, что к концу 1917 года во многих сибирских городах произошло довольно четкое расслоение политических сил. При этом в целом ряде случаев лозунги большевиков были настолько популярны, а их позиции настолько прочны, что по отдельности ни кадеты, ни эсеры, ни меньшевики не могли противостоять им. Для этого требовалось единство сил мелкобуржуазных и буржуазных элементов, а его не было. Более того, эсера меньшевистский блок в регионе, при преобладающем влиянии эсеров, на чрезвычайном областническом съезде в декабре 1917 года в Томске выступил за создание в Сибири "однородно- социалистического правительства от народных социалистов до большевиков включительно..." и в то же время на первом заседании фактически изгнал с него представителей цензовых элементов (буржуазии). Попытка продолжить эволюционное развитие России в рамках буржуазно-парламентской модели в 1917 году успеха не имела ввиду экономического и политического кризиса, слабости и ошибок Временного правительства. Наряду с этими конкретными причинами провала буржуазно-либерального пути развития в 1917 году была еще одна фундаментальная. Она связана с отсутствием в России начала XX века социальной базы для данной модели развития, так называемого "гражданского общества", "третьего сословия". Поскольку численность просвещенного общества к 1917 году составляла 1,5 - 2 миллиона человек на 170 миллионов российских жителей. Добавим к этому отсутствие в России сколько-нибудь прочных демократических традиций и соответствующей политической культуры, взаимную отчужденность населения и власти, низкую легитимность новых политических институтов, Учредительного собрания в том числе. В этих условиях, в обстановке катастрофического ухудшения жизни, отсутствия даже минимального согласия между политическими и социальными группами общества по поводу ключевых целей общества, Учредительное собрание, по- видимому, объективно не могло стать механизмом преодоления национального кризиса. Приход большевиков к власти в столицах и крупных городах, опубликование Декрета о земле, с одной стороны, и репрессии, - с другой, - все это заставило народ, в том числе крестьянскую массу, спокойно отнестись к разгону Конституционной ассамблеи.
Сибирь. Политика. Экономика. Управление. 1993. N 1. С. 82 - 87. * М.В.Шиловский (р.1947 г.) - известный сибирский историк, специалист по истории общественно-политических движений в досоветский период, Гражданской войны на востоке России, профессор, заведующий кафедрой истории России НГУ.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Словарь |